 |
О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5 |
Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы |
 |
 |
Из описания свадебных обычаев интересны приезд родственников жениха за невестой в ее родительский дом, знакомство с новой родней, стремление их произвести на присутствующих благоприятное впечатление. Во время угощения они произносят тосты, демонстрируют красноречие, стараются показать свою смекалку, находчивость, мудрость, участвуют в разного рода состязаниях.
Редко кто из авторов второй половины XIX века затрагивал вопросы, связанные с рождением и воспитанием детей. Баранов же, кроме того, останавливается и на отношении родственников к этому событию, на оказании помощи в процессе воспитания, на некоторых семейных праздниках и торжествах, обрядах, таких, как «курман-лыкъ» и «башикче салыу».
Е. З. Баранов, находясь под влиянием В. Ф. Миллера, одного «из крупнейших исследователей устного народного творчества», записывал и печатал фольклорный материал. Из произведений устного народного творчества горских народов его внимание привлекали сказки и легенды. И большей частью его интересовали такие, в которых отражались мудрость народа и его жизненный опыт. Фольклорные тексты, собранные и напечатанные им, дают возможность современным ученым не только провести анализ фольклорного наследства балкарцев, но и проследить их историко-культурные связи с соседними народами. |
 |
 |
О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6 |
Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы |
 |
 |
Не по силам оказалось путешественнику и уяснение проблемы землепользования в Гунделене. Конечно, он видел, что в связи с топографией местности расположение пахотных участков здесь было сложным – чересполосным. Участки виднелись на холмах, в ложбинах, даже в оврагах. Земельные угодья напоминали умышленно искаженные геометрические фигуры. Если бы Соборнов попытался определить принадлежность этих участков, то выяснилось бы, что некоторым хозяевам принадлежало по одной, две, а то и по три небольшие делянки.
Владельцы уже разделенной земли по установившемуся порядку имели право в своих интересах обмениваться участками, и при этом сход не мог запретить это. Однако во всем остальном семьи села зависели от общины, поскольку земля считалась ее собственностью.
А получалось так в связи с периодическими переделами пахоты в этом образовавшемся после крестьянской реформы селе на основе выделенного государством определенного количества земельного фонда.
М. Ковалевский систему периодических переделов не считал самой архаической формой землевладения, а наоборот – «сравнительно позднего происхождения». Земельная собственность в отличие от родовой и патронимической, характерной для специфического горного хозяйства, в данном случае представляла собой временное владение. |
 |
 |
Организатор боевых дружин |
Патриотическое / Камо |
 |
 |
В апреле 1905 года III съезд РСДРП поручил всем партийным организациям «принять самые энергичные меры к вооружению пролетариата, а также к выработке плана вооруженного восстания и непосредственного руководства таковым, создавая для этого, по мере надобности, особые группы из партийных работников»
По всей стране шла усиленная подготовка к вооруженному восстанию, фактически уже начиналась партизанская война революционных рабочих с правительством.
На военно-организаторскую работу партия выделяла свои лучшие силы, создала свои кадры квалифицированных боевиков. Большевистские боевики коренным образом отличались от эсеровских и анархистских боевиков, считавших индивидуальный террор оторванных от масс «героев-одиночек» основной программной задачей в борьбе с царизмом.
В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что большевистские боевики действовали в неразрывной фактической связи с восстающей массой. Они шли на смертный бой с царизмом, с капитализмом «вместе с массой не в фигуральном, не в символическом смысле слова, а в буквальном». |
 |
|