И. К. Кирилов был просвещенным и широко образованным человеком своего времени. В условиях кипучей и разносторонней деятельности, при крайней занятости он находил все же время и для того, чтобы пополнять и обогащать запас своих знаний. Он любил книги и умел их ценить. Он интересовался не только географической литературой, в частности произведениями, из которых можно было бы почерпнуть сведения о Сибири, восточной и западной Татарии [44, стр. 75], о «Земле Ессо», Камчатке, об Индии, Персии [44, стр. 77] и т. д., но и книгами по математике, физике, астрономии, истории, бухгалтерии и др. Особую же склонность он питал к наукам географическим, в частности к картографии. По словам П. И. Рычкова, Кирилов «особенно свое достоинство засвидетельствовал» имеющейся у него «натуральной охотою к ландкартам и географическим описаниям» [39, стр. 224], а Г. -Ф. Миллер называл Кирилова «любителем и знатоком географии своего отечества» и «любителем географических и статистических сведений» [27, т. 6, стр. 113, 253].
Глубокий и до конца жизни не ослабевавший интерес к географии и географическим картам впервые появился у Кирилова в Сенате, с 1720 г. ставшем центром топографо-картографических работ страны. Здесь же он нашел обширное поле деятельности для своего организаторского таланта как в области руководства работами первых русских геодезистов и издания составленных ими на основе инструментальных съемок географических карт, так и в области снаряжения и отправки на Дальний Восток экспедиции Афанасия Шестакова и Второй Камчатской экспедиции.
И. К. Кирилов был одним из выдающихся деятелей просвещения второй четверти XVIII в. Его труды по картографии и географии России являлись большим вкладом в эти науки. Не менее значительными были помощь и поддержка, оказываемые им Академии наук в первое десятилетие ее существования. Он не только помогал Академии в преодолении всевозможных материальных и организационных трудностей, но и аккуратно доставлял ей все встречавшиеся ему достопримечательности или имеющие научное значение сведения, а также свои работы в области картографии и результаты научно-исследовательских работ, проводившихся по его инициативе и под его руководством в Оренбургской экспедиции.
Любовь к просвещению сочеталась у Кирилова с постоянной и неизменной заботой о распространении грамоты среди народа. Ему принадлежит большая заслуга в деле основания школ для башкир, казахов, каракалпаков и калмыков. Правда, просвещение этих народов он связывал, с христианизацией. В 1733—1734 гг. в проекте мероприятий, предложенных им для закрепления в русском подданстве киргиз-кайсаков и каракалпаков, он предлагал «открыть школы для малых детей», в которые принимать «сирот, неимущих призрения, из башкирскаго, киргиз-кайсацкаго, каракалпацкаго и других народов» с тем, чтобы, «воспитывая, обучать их в законе христианском». Но одновременно Кирилов рекомендовал и «природного языка и грамоты не оставлять, чтоб в обеих искусство имели» [3, стр. 24—25]. Вместе с тем он проявлял заботу и принимал меры к снабжению учебниками башкирских, калмыцких и казахских школ.
Не меньшее внимание уделял Кирилов и делу организации русских школ в Оренбурге, в Охотске и на Камчатке.
Работа в Сенате давала большие возможности Кирилову для обогащения его научного кругозора. Эти возможности прежде всего заключались в повседневных встречах и общении с замечательными людьми того времени: государственными деятелями, учеными, путешественниками, мореплавателями, купцами, промышленниками, геодезистами и т. д. Достаточно сказать, что только в связи со своей работой в области картографии и в связи с участием в деле организации экспедиций И. К. Кирилов встречался в Сенате и находился в деловых, а иногда и в дружеских отношениях со многими людьми: с начальником Морской академии Г. Г. Скорняковым-Писаревым, с фельдмаршалом Я. В. Брюсом, с выдающимся историком и географом В. Н. Татищевым, с замечательными русскими мореплавателями капитаном В. Берингом и его помощником А. И. Чириковым, с составителем карты среднеазиатских владений капитаном М. Дубровиным, с организатором Дальневосточной экспедиции (1727—1730 гг.) А. Ф. Шестаковым, с участником первого похода на Курильские острова И. П. Козыревским, с русским послом в Китае С. JI. Владиславичем-Рагузинским, с учеными Академии наук: И. Н. Делилем, его братом JI. Де-ла-Кройером, с И.-Г. Гмелиным, Г.-Ф. Миллером и др.
Большую роль в расширении и обогащении знаний Кирилова сыграли всякого рода статистические, экономические, географические, исторические, военные и другие материалы, поступавшие в Сенат из подведомственных ему центральных и областных учреждений, а также материалы, хранившиеся в сенатском и других архивах. Кирилов сумел использовать эти материалы, положив их в основу «Цветущего состояния Всероссийского государства» — своего замечательного труда, посвященного статистико-экономическому и географическому описанию городов Российской империи, в котором он, благоговейно относясь к памяти Петра I, постарался увековечить результаты его преобразовательной деятельности.