Организация и подготовка высотных восхождений требуют большого опыта и напряженного труда всех организаторов и участников экспедиции. Штурм вершины — только заключительный этап экспедиции, успешность его полностью зависит от всей предшествующей подготовительной работы.
Подготовка экспедиции начинается за много месяцев до выезда участников в горы. Внимательно изучаются все сведения о районе будущей работы экспедиции, планируются маршруты, определяется продолжительность отдельных этапов работы, тщательно рассчитываются запасы продовольствия, личное и экспедиционное снаряжение, транспорт. Много времени и сил в этот период отнимают изготовление снаряжения, закупка продовольствия, упаковка и транспортировка его к месту формирования экспедиции, организация экспедиционного транспорта. Параллельно ведется отбор и тренировка личного состава.
Продолжительность и успех этой важной подготовительной работы во многом зависят от ее руководителей. Важно, чтобы этот этап экспедиции был завершен без опоздания к выступлению экспедиции в горы.
Как показывают данные продолжительности собственно-экспедиционных этапов отдельных высотных восхождений, непосредственный штурм вершины укладывается в сравнительно короткие сроки: от 6 до 17 дней. Ликвидация работы экспедиции и возвращение ее состава к месту формирования занимают, в зависимости от района работы, от 8 до 15 дней. Значительно более трудным бывает определение сроков двух этапов, предшествующих штурму вершины: этапа передвижения на подходах от места формирования экспедиции к ее базовому высотному лагерю, а также этапа разведки района высотной работы и подготовки к штурму вершины.
Первый из этих важнейших этапов должен обеспечить своевременную доставку грузов в базовый лагерь у подножия вершины. Продовольствие и снаряжение экспедиции должны, быть доставлены и количестве, достаточном для. бесперебойной разведки района, подготовки и проведений штурма, а также обратного пути к месту формирования.
Пополнение основных продовольственных запасов обычно затруднено тем, что экспедиция действует в малонаселенных высокогорных районах. Еще сложнее это в условиях базового лагеря, расположенного обычно в 4—10 днях пути от ближайшего населенного пункта. Результаты случайной охоты не могут существенно пополнить запасы. Поэтому при расчете веса продовольствия и снаряжения, а следовательно, всех грузов, подымаемых в базовый лагерь, надо исходить из всего срока работ экспедиции: транспорт экспедиции должен доставить примерно 2 кг продовольствия в день на человека и 60 кг снаряжения на каждого альпиниста-высотника. При средней продолжительности пребывания высотной экспедиции в горах 45—60 дней и 10—12 участниках общий груз экспедиции может составить 1 600—2 300 кг. Труднодоступность районов высотных восхождений серьезно затрудняет транспортировку такого груза, отнимает много времени и составляет до 60 процентов всех расходов на экспедицию.
Высокогорные районы советского Памира и Тянь-шаня расположены на окраинах Киргизской, Казахской и Таджикской ССР. Несмотря на значительные успехи дорожного строительства в этих республиках, переброска грузов высотных экспедиций автомобильным транспортом может быть произведена только на части пути. Основным средством транспортировки на подходах к базовому лагерю бывает вьючный транспорт: лошади, ишаки, верблюды, а в высокогорной части — яки.
Базовые лагери высотных экспедиций, рассчитывающих достигнуть высот, лежащих около 7 000 м, должны располагаться возможно ближе к подножию массива вершины, у склонов ее предвершинных гребней, с тем, чтобы облегчить разведку пути восхождения, подготовку и штурм вершины. Такие лагери организуются обычно на высоте 4 200—4 800 м вблизи снеговой линии, значительно выше языков главных ледников.
В экспедициях к пику Сталина в 1933 и 1937 гг. базовые лагери были созданы на леднике Сталина в 35 км от языка ледника Федченко, в экспедиции к пику Победы в 1949 г. — в 40 км от языка ледника Инылчек.