Кухонные приспособления для приготовления пищи в походах но безлесной местности.
В тундровых и ледовых походах, в горных путешествиях выше границы леса без примусов, скороварок и других приспособлений не обойтись. В последнее время наряду с бензиновыми примусами используются керосиновые примусы, газовые горелки и парафиновые нагреватели.
Туристы широко пользуются примусом «Шмель» отечественного производства. Очень часто его дорабатывают следующим образом: вместо штатного рекомендуется поставить выточенный из латуни поршень (В. Чиняев; рис. 37), надев на него резиновое кольцо от примуса «Шмель-2». Перед сборкой шляпку штока необходимо сточить. Поршень для обеспечения герметичности должен надеваться на шток очень плотно. Выступающий за поршень конец штока развальцовывается.
Резиновое кольцо надевают на проточку поршня выступами к концу штока. Кольцо смазывают специальной смазкой.
Увеличение полезного действия примусов, особенно при низких температурах и на большой высоте, можно достичь за счет использования экрана (рубашки) из жароупорной ткани (П. Лукоянов; рис. 38). Вверху должно быть отверстие, что обеспечивает обтекающий ход теплого воздуха, а внизу – вшитый ободок из проволоки, который расправляет экран до формы колокола.
Большая – 750 мл – емкость топливного бачка позволяет без дозаправки полностью обеспечить цикл приготовления 3 горячих блюд для небольшой группы.
Для ускорения процесса приготовления пищи под одну кастрюлю целесообразно ставить одновременно 2 примуса.
При расчете топлива необходимо учесть не только количество дней, проводимых группой в безлесной зоне, но и добавить 2–3 резервных дня на случай непогоды, задержки на маршруте в связи с заболеванием одного из участников и т. п. Кроме того, сам расчет топлива следует производить с некоторым запасом: в летних условиях – до 125 мл в сутки на человека, в зимних – до 200 мл. Это связано с тем, что потребляемое количество топлива в сильной мере зависит от высоты, температуры окружающего воздуха, ветра, а также от состояния снега (из влажного весеннего снега вода получается скорее, чем из сухого).
Поскольку при варке пищи на примусах требуется тщательная защита от ветра, то кухню в высокогорных и лыжных путешествиях по безлесной зоне следует организовывать либо в специально вырытой в снегу яме, в углублениях скал, либо в тамбуре палатки (желательно пристегивающемся). В самой палатке пищу варить не рекомендуется, поскольку на стенках палатки конденсируется большое количество влаги (при сгорании 1 л бензина образуется до 1,5 л воды), которая стекает на спальные мешки, на пол палатки.
Чтобы в яму с кухней не заметал снег, с наветренной стороны около ямы следует установить снежную ветрозащитную стенку, а вход в яму сделать сбоку. В случае особенно морозной или ветреной погоды над ямой следует сделать перекрытие из лыж, лыжных палок и покрыть сначала частью полиэтиленовой пленки, а затем нетолстыми снежными кирпичами. Оставшейся частью пленки можно закрывать вход.
При установке обычной палатки-памирки с тамбуром (желательно пристегивающимся) для придания тамбуру необходимой формы его боковые стенки распираются рюкзаками. Образовавшуюся в центре площадку и используют для размещения кухни. При устройстве тамбура между 2 палатками-памирками, рюкзаки в тамбур не ставятся, чтобы освободить место и для кухни, и для прохода.
При расположении на ночлег туристы ложатся головой к входу. Дежурный ложится в середину. Запас снежных кирпичей для получения воды располагается у самого тамбура так, чтобы дежурный, не вылезая полностью из спального мешка, мог свободно их достать. Запас снежных кирпичей следует делать из такого расчета: для получения одного объема воды необходимо иметь от 3 до 12 объемов снега (в зависимости от состояния последнего).
Применение примусов в путешествии требует некоторого дополнения к технической аптечке: тонкая стальная проволока, набор заранее изготовленных и подогнанных по толщине и по размеру окружности прокладок, запасная хлорвиниловая трубочка или воронка. Если группа берет с собой всего только 1 примус, то в составе аптечки желательно иметь и 1 запасную горелку.
Кто совершал походы по безлесной местности, тот знает, сколько неприятностей может причинить опрокидывание кастрюль с горячей пищей с примусов. Избавиться от этого помогают подставки и походные кухни. Последние, кроме того, позволяют сократить расход бензина на 10–15%.
Подставка под примус (В. Громов; рис. 35) обеспечивает его устойчивое положение при приготовлении пищи. Она состоит из 3 дюралюминиевых планок, соединенных заклепкой, и обжимного кольца для закрепления примуса.
Подставка для одного котелка (А. Горядько; рис. 36) состоит из складывающейся рамы из дюралевых уголков, к которой сверху прикреплен металлический лист с отверстием для котелка. Под ним на теплоизоляционной подставке размещается примус. Рама и кастрюля с боков и сверху закрываются кварцевой (тонкой асбестовой) тканью.