Разборную походную кухню (Л. Макаревич; рис. 26) можно сделать из стальной проволоки диаметром 3 мм. Каркас состоит из четырех стоек, несколько загнутых снизу 1 со скобами 2, позволяющими присоединять к стойкам горизонтальные ребра 3, 4. Размеры каркаса зависят от емкости кастрюль, их количества и типа примусов. На каркас надевается экран из жароупорной ткани 5, несколько меньших размеров каркаса, что исключает сползание его вниз и обеспечивает дополнительное стягивание каркаса. Снизу оставляется незакрытым небольшое пространство, через которое поступает к примусам воздух 6. Крышка 7 – проволочный каркас, обтянутый жароупорной тканью. Вместо нее можно использовать кусок ткани, ушитый по углам. Вес такой кухни не превышает 0,8–0,9 кг.
Наиболее полное использование тепла примусов достигается в походной кухне красноярских туристов (А. Жиляев; рис. 25). Она состоит из 6-гранного защитного кожуха 1. На одной из граней крепится дверка 2, через которую внутрь кухни помещаются примуса 3. На каждую грань подвешиваются бачки 4 разных размеров, чтобы они вставлялись один в другой. Внутри кухни помещается варочная емкость 5. Сверху кухня закрывается крышкой 6 и ставится на теплоизоляционную подставку 7 с упорами 8 для фиксации кожуха. Грани соединяются шарнирами 9. Кожух, дно и крышку лучше всего сделать из тонкого листа жароупорной стали, а бачки – из листа АД-1 или АМг-6.
За время приготовления первого блюда в подвесных бачках успевает натопиться из снега пли льда достаточное количество воды для второго блюда и чая.
В пешеходных и лыжных походах по горной местности, как правило, 2–3 раза приходится ночевать в безлесной зоне. Группы в таких случаях обычно не берут примусы и бензин, предпочитая обходиться дровами. При экономном расходовании для 2-разового приготовления горячей пищи на группу их потребуется около 8–10 кг. Почти в 2 раза можно уменьшить это количество, если воспользоваться «дровяным примусом» (рис. 24), который предложили ленинградские туристы (М. Васильев).
Для его изготовления необходимо сухой без сучков чурбак расколоть пополам и в обеих половинках вырубить желобки, затем сложить их и плотно стянуть проволокой (сбить гвоздями), чтобы исключить подсос воздуха с боков.
«Примус» разжигается снизу с помощью лучинок (сухого спирта) или над костром до появления из верхнего отверстия ровного голубоватого пламени. После этого чурбак ставится вертикально на камни, чтобы обеспечить поступление воздуха к нижнему отверстию канала. Варочная посуда устанавливается на подставках или подвешивается на тросике.
«Примус» из чурбака указанных размеров весит 3– 4 кг и горит около 1,5 ч. По мере выгорания канала мощность пламени увеличивается. Перед повторным использованием «примуса» необходимо канал освободить от нагара.
В последние годы среди туристских групп, выходящих в несложные походы и путешествия, достаточно широкое применение находят газовые нагревательные приборы. Газовая кухня намного снижает трудоемкость дежурства, так как не требует длительной наладки, прочистки, заправки. Она практически всегда готова к работе. При переноске ее в рюкзаке вместе с некоторыми продуктами не возникает особого опасения, что они приобретут неприятный запах. Калорийность газа превышает калорийность других видов топлива, применяемых в походных условиях.
По весу газовая кухня не превышает суммарный вес вместе взятых примусов, канистр и бензина. Однако вес газовой кухни (при сохранении группой пустых баллонов) остается практически постоянным в течение всего путешествия, в то время как вес бензиновой кухни ежедневно уменьшается на 1–2 кг (в зависимости от численности группы).
В качестве топлива в горных путешествиях применяется только технический пропан, который хорошо испаряется в широком диапазоне температур–от –35 до 4-45°С. Технический бутан при отрицательных температурах, характерных для высокогорных путешествий, за счет снижения давления испаряется плохо.
Пользование нагревательными приборами при соблюдении всех необходимых правил никаких опасностей не представляет. В то же время пренебрежение существующими правилами, неумелая их эксплуатация могут привести к случаям травматизма и даже к авариям.
При работе с бензиновыми примусами нужно знать следующее:
Туристы, как правило, запасаются для примусов этилированным бензином, который содержит 0,1–0,3% тетраэтил свинца, относящегося к ядам общетоксического действия, способным вызвать тяжелое отравление организма. Поэтому для предупреждения возможного отравления готовить пищу необходимо вне палатки, хранить канистры с бензином также вне палатки. Это объясняется тем, что пары бензина тяжелее воздуха и они, сосредоточиваясь в нижнем слое неподвижного воздуха в палатке, будут беспрепятственно проникать в организм спящего туриста. При зарядке примуса необходимо либо использовать воронку, либо применять для подсоса бензина из канистры небольшую резиновую грушу. Ни в маем случае не следует всасывать бензин ртом.