Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Октябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    Врачебно-педагогический контроль. Часть 10. Текущий контроль Немного теории / Руководителю тургруппы

    Задачи текущего медицинского обследования туриста-спортсмена совпадают с задачами медицинского контроля для оздоровительного туризма. Поскольку нагрузки в спортивно-туристской тренировке достигают более значительных величин, врач туристской группы, секции должен особенно внимательно контролировать режимы «нагрузка—отдых» с целью своевременного выявления утомления, профилактики переутомления, так как при выраженной мотивации к деятельности наступление второй фазы утомления может затянуться, утомление может перейти в патологическую фазу перенапряжения, характеризующуюся ухудшением самочувствия, слабостью, недостаточностью кровообращения. Такое состояние требует специальных лечебных мероприятий.

    Перетренированность как заболевание протекает в три стадии.

    На 1-й стадии пациент жалуется на нарушение засыпания и частые пробуждения, при повторных нагрузках изменяются по сравнению с предыдущими наблюдениями реакции ЧСС и АД, снижается качество выполнения теппинг-теста.

    Для 2-й стадии характерны жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, нежелание тренироваться, расстройство аппетита, быструю утомляемость при работе, неприятные ощущения в области сердца, затяжное врабатывание, нарушение мышечного чувства. Реакции ЧСС и АД на нагрузку чрезмерны, наблюдается тахи- или брадиаритмия. Возможно повышение венозного давления, признаком чего является усиление венозного рисунка на бледной коже, появляется чрезмерная потливость, ЖЕЛ после нагрузки снижается, язык становится отечным, покрыт белесым налетом, дрожит при высовывании, отмечается чувство тяжести в правом подреберье, печень выступает за реберный край, склеры могут приобрести субиктеричный цвет. Снижается вес. Расстраивается половая функция: у женщин—расстройство менструально-овариального цикла, у мужчин — расстройство либидо.

    В 3-й стадии наблюдаете неврастения, иногда — признаки гипертиреоза, аддисонизма Особенно опасно перенапряжение в детском и юношеском возрасте, когда рост и формирование организма еще не закончены.

    Диагностика перенапряжения на ранних стадиях непроста, в связи с чем медицинский работник и инструктор-тренер должны обратить самое серьезное внимание на профилактику переутомления при помощи организации самоконтроля за самочувствием, испытаний с повторными нагрузками, специфичными для данного вида туризма, тестирования по 15-секунд-ному бегу в максимальном темпе с подсчетом числа шагов за 15 с и определением реакции ЧСС и АД на нагрузку. В туристской тренировке рекомендуется использовать повторные нагрузки.

    Основные методические требования к проведению повторных нагрузок следующие:

    специфичность для вида туризма, могут быть использованы ходьба или бег с различным отягощением под уклон, по горизонтали или вверх по склону, преодоление дистанции на «рукоходе», переправа и др.:

    тест выполняется с максимально возможной для данного туриста интенсивностью; интервалы отдыха должны быть минимальными, но не менее 2 мин, необходимых для проведения исследования ЧСС и АД;

    нагрузочная дистанция должна быть строго постоянной, тест выполняется в одно и то же время дня.

    В повторных нагрузках фиксируются результат и реакция организма на нагрузку. Под результатом в повторной нагрузке понимают время прохождения установленной дистанции, протяженность дистанции, пройденной за установленное время (например, тест Купера); темп движений (число шагов, гребков и др.) при нагрузках, заключающихся в движениях в максимальном темпе (бег на месте, гребля на тренажере, в бассейне и др.).

    При правильно протекающем тренировочном процессе реакция организма на повторные нагрузки нормотоническая (ЧСС закономерно повышается, систолическое АД повышается, диастолическое АД несколько снижается — прирост ЧСС составляет около 50 %, прирост СД—около 30 %, снижение ДД— около 15 % при 15-секундном беге в максимальном темпе). Другие типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузки являются атипическими (гипертонический тип: ЧСС +60—80 %, СД+40—60 %, ДД+5—15 %, ступенчатый тип: реакция СД   запаздывает и достигает максимума (+ 30 % ) лишь к 2-й мин восстановительного процесса, ЧСС+100—120 %, ДД+ + 10—15%; дистонический тип: ЧСС+ 100—120 %,СД+30%, ДД+30— 70 %, гипотонический тип: ЧСС+100—120 %, СД + 30 %, ДД + 10—15 %). При всех атипических реакциях на нагрузку восстановительный процесс затягивается на 5 мин и более, при нормотонической реакции восстановление при 15-секундном беге заканчивается за 3 мин.

    При чрезмерных тренировочных нагрузках реакции ЧСС и АД на повторные нагрузки атипичные, восстановительные процессы протекают замедленно, результаты при повторных нагрузках снижаются, при нормальных нагрузках в тренировках результаты повторных нагрузок не ухудшаются или улучшаются, врабатывание и восстановление протекают эффективно.

    Заключение по результатам повторных нагрузок: спортивные результаты улучшаются, реакция нормотоническая, результаты выполнения повторных нагрузок от пробы к пробе улучшаются. Вывод—тренировочные нагрузки определены правильно; спортивные результаты стабилизировались или ухудшаются, реакция на повторные нагрузки атипическая, результаты выполнения повторных нагрузок от пробы к пробе не улучшаются или ухудшаются. Вывод — тренировочные нагрузки чрезмерны, необходимо их сокращение; спортивные результаты стабилизировались или понижаются, реакция на повторные нагрузки нормотоническая, результаты выполнения повторных нагрузок от пробы к пробе не изменяются.

     Вывод — нагрузки в тренировочном процессе недостаточны, их необходимо увеличить.

    Правильно организованному тренировочному процессу присущ быстрый рост функциональных результатов в начале макроцикла, затем эти результаты стабилизируются на высоком уровне, по окончании основного (походного) периода, в восстановительном периоде, результаты снижаются вследствие постепенно наступающей растренированности.

    Важным показателем эффективности тренировочного занятия является его моторная плотность, т. е. доля времени занятия, непосредственно используемая на выполнение физических упражнений. Каждое тренировочное занятие состоит из упражнений и интервалов отдыха между ними. Интенсивность и продолжительность упражнений и интервалов отдыха зависят от решаемых на занятии педагогических задач, т. е. от того, какова направленность используемых упражнений.

      Интенсивность упражнений выбирается в соответствии с тренировочными задачами.

    Продолжительность отдыха также зависит от того, какие физические качества воспитываются на данном занятии. Различают полный, сокращенный и жесткий отдых. При полном отдыхе к началу следующего упражнения работоспособность восстанавливается полностью, ЧСС снижается до 100 уд. и менее в 1 мин. При сокращенном отдыхе восстановление работоспособности неполное, ЧСС снижается до 120 уд. в 1 мин, при жестком отдыхе—до 130 уд. в 1 мин. Полный отдых используется при тренировке скоростных качеств, обучении новым техническим приемам, индивидуальным и групповым тактическим действиям, выработке ловкости. Сокращенный и жесткий отдых используется при развитии выносливости и закреплении тактико-технических навыков.

    Действенным способом установления правильности применяемых нагрузок служит так называемая физиологическая кривая занятия, т. е, запись динамики ЧСС на протяжении занятия. Такие измерения проводит сам занимающийся в порядке самоконтроля или тренер (руководитель) туристской группы. Задача записи физиологической кривой — установить, достаточна ли интенсивность нагрузки для развития необходимого способа энергообеспечения.

    В педагогическом контроле в спортивном туризме используют специальные тесты, характеризующие уровень физической подготовленности туриста. В. Ф. Буйленко (1986 г.) предложил для тестирования хода и результатов тренировок следующие показатели:

    тестирование общей физической подготовки горных туристов — бег 60м, бег 3000 м; прыжок в длину с места; подтягивание на перекладине; прыжок по Абалакову;

    тестирование специальной физической подготовленности горных туристов —отрезок 30 м вверх по склону 30—35°; дистанция 800 м и 5000 м с рюкзаком с максимальной скоростью; максимальная скорость за поход; средняя скорость на контрольном участке;

    тестирование текущего состояния горных туристов в походе—омега-потенциал, ЧСС, субъективное состояние (САН), прыжок по Абалакову, становая динамометрия, индекс ГСТ, время прохождения 30 м отрезка, средняя скорость прохождения на контрольном участке.

    Задачей педагогического контроля является также оценка рациональности построения отдельного тренировочного занятия.

    Как показано, например, на рис. 5, тренировочное занятие складывается из вводной части (разминки), основной части и заключительной части (заминки). Задачей вводной части является врабатывание, подготовка организма к тренировке. В основной части занятия решаются основные задачи тренировки. Задача заключительной стадии занятия — переход от возбуждения организма к спокойному состоянию через реакцию торможения.

    интенсивной работы к покою, к восстановительному периоду, который должен завершиться до начала следующего занятия.

    Разминка. Общая часть разминки — легкий бег, перемежаемый или заканчивающийся несложными гимнастическими упражнениями, темп которых постепенно увеличивается. В общей части разминки применяют маховые упражнения, наклоны, повороты, сгибания и разгибания в суставах, игры в невысоком темпе, работу с партнером, в шеренгах и др. В специальной части разминки выполняют подводящие упражнения, подготавливающие к выполнению упражнений основной части занятия. Продолжительность разминки 5—15 мин (иногда больше), о ее эффективности  свидетельствует  исчезновение  скованности мышц, чувство тепла, легкий пот, ЧСС—до 120—140 уд. в 1 мин.

    Основная часть занятия. В туристской тренировке занятия имеют обычно комплексную направленность, т. е. на одном занятии решаются несколько тренировочных задач. В начале основной части проводится изучение нового материала, новые двигательные навыки, перед которыми выполняются подводящие упражнения. Например, для упражнений в лазании подводящими упражнениями будут освоенные ранее подтягивания на перекладине и др. Выполняется новое движение, затем дается пауза для осмысливания, после чего движение повторяется несколько раз до правильного и четкого выполнения. После этого выполняют упражнения на быстроту, ловкость, координацию и равновесие, на смелость и решительность. Решению перечисленных задач способствует использование игрового метода, который повышает интерес к занятию и улучшает усвоение материала. Упражнениям на развитие силы принадлежит следующая стадия занятия. Заканчивается занятие упражнениями на выносливость. Физиологическая кривая занятия должна соответствовать задачам тренировки.

    Заключительная часть занятия — постепенно понижается интенсивность упражнений: легкий бег, ходьба, дыхательные упражнения, задания на расслабление, внимание. На этой стадии занятия проводится самоконтроль, самомассаж, определяются задания для самоподготовки.

    Аналогом тренировочного занятия в походе является дневной переход.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 8. Врачебно-педагогический контроль в спортивном самодеятельном туризме
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 12. Послепоходный контроль
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 1. Общие положения, методики
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 9. Входной контроль
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 7. Выходной (после отдыха на турбазе) контроль
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 6. Текущий (в походе) контроль
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 11. Особенности врачебно-педагогического контроля в горном походе
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 3. Предпоходный контроль
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 5. Текущий (в походе) контроль
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 2. Предпоходный контроль


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015