Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Естественные препятствия на реках Немного теории / Водный туризм

    Препятствие - преграда, мешающая движению, задерживающая передви­жение кого- чего-либо.

    В зависимости от характера реки, её режимного состояния, погоды, препятствия могут быть естественные (водовороты, быстрины, завалы, мели, перекаты, пороги) и искусственные (мосты, плотины, паромные пе­реправы, запани и др.).

    Перекат - сложное образование из двух отмелей, растущих с противо­положных берегов навстречу друг другу. Перекаты часто существуют в местах смены направления поворотов русла, то есть в местах перехода стрежня потока от одного берега к другому. Перекаты длительное время существуют на одном и том же месте русла. Различают три типа перека­тов: нормальный, сдвинутый и россыпь.

    Все перекаты состоят из верхней и нижней кос или отмелей, между которыми находит­ся гребень переката, где глубина наименьшая, а скорость тесания наи­большая. В гребне переката имеется корыто - канал с наибольшими глу­бинами. Сверху к гребню переката ведет напорный скат с постепенно па­дающей глубиной, сразу за гребнем вниз по течению расположено подва-лъе переката с резким увеличением глубины. Части русла, расположен­ные выше и ниже гребня переката, называются верхней и нижней плесо­вой лощиной.

    На равнинных реках все элемен­ты песчаного переката легко выде­лить на реке по цвету воды - бо лее глубокие места темные, на бо­лее мелких просвечивает желтый песок. На горных реках тоже встречаются перекаты и отмели, но они могут быть сложены как песком, так и галькой разного размера.

    Сдвинутый перекат отличается тем, что верхняя и нижняя плесовые лощины сильно заходят друг за друга, продолжаясь каждая вдоль своего берега, при этом гребень переката может быть направлен по продольной оси реки или даже так, что направление течения в корыте будет соста­влять угол более 90° с направлением течения реки. В сдвинутом пере­кате появляются свальные течения через гребень помимо корыта, которые могут ввести в заблуждение и затянуть судно на мель. Перекаты-россыпи имеют несколько гребней, нечетко выраженные корыта и косы, расположенные в русле без видимой закономерности, поэтому они особенно трудны для прохождения.

    Порог - участок русла о резким возрастанием уклона и скорости те­чений относительно участков выше и ниже порога. Пороги образуются в местах пересечения рекой скалистых гряд, морен, выходов трудно размываемых коренных горных пород, скоплений валунов, продуктов горных обвалов и селей, последствий человеческой деятельности, напр. взрывных работ при прокладке дорог (искусственные), перед локальными порогами с особенно крутым падением иногда образуются участки спокойной воды (плесы), возникающие из-за подпруживания реки порогом.

    Характерными элементами порога являются водосливы, водяные ямы или бочки, и стоячие волны.

    Стоячая волна образуется ниже той неоднородности, которой она обя­зана своим рождением. Волны называются стоячими потому, что они не­подвижны относительно берегов в отличие от подвижных ветровых и при­ливных волн. Высота стоячих воли доходит до нескольких метров и за­висит от расхода воды в реке, скорости течения, глубины реки и рель­ефа дна. Стоячие волны возникают также при слиянии двух потоков, напр. при впадении крупного притока. В таких местах иногда возникает система множества крутых точечных стоячих волн - толчея. Важной характе­ристикой стоячей волны является джина её ската, которая сравнивается с длиной туристского судна. Волны бывают крутыми, или короткими, когда скат меньше половины длины туристского судна, и пологими, или длинными, ко­гда скат волны равен или больше длины судна. Очень короткие стоячие волны имеют обратный гребень, как бы водяной козырек, направленный против течения.

    Водосливы делятся на водопадные (угол падения более 45°), водоска­ты (угол падения около 45°) и просто сливы (угол падения менее 45°). Крутые сливы образуют обычно сразу за сливом водяную яму, или бочку - область обратного течения по поверхности, а за ней систему стоячих волн. В пороге может быть один слив во всю ширину реки, он может быть также разделен выступающими скалами и камнями на несколько сливов различной ширины и мощности. Порог может состоять также из нескольких последовательных сливов. Если в пороге один слив или последовательные сливы порога идут один за другим с интервалом, не превышающим длину судна, порог называют одноступенчатым. Если между последовательными сливами порога судно может свободно осуществить маневр по переходу от одного берега к другому, порог называется многоступенчатым. Если меж­ду двумя последовательными оливами можно причалить к берегу на плоту, эти сливы целесообразно считать относящимися к разным порогам.

    Водяные ямы, или бочки образуются за очень мощными и крутыми оли­вами. Они характеризуются сильным обратным течением воды на поверхности. Бочку можно считать малой, если её размер меньше полови­ны длины судна, и большой - если больше. Вода в бочках часто содержит много воздуха, поэтому имеет меньший удельный вес и хуже держит судна.

    Шивера - каменистый участок русла реки с быстрым течением, небольшими глубинами и беспорядочно разбросанными в русле подводными и выступающими из воды камнями.

    На шиверах из-за высокой скорости течения в потоке возникают стоячие волны, обратные течения, иногда водяные ямы (бочки). В отличие от порогов шиверы не имеют чистых мощных сливов, в шивере сливы локальны, плохо прослеживаются связь последовательных сливов друг с другом, поэтому трудно выделить линию преимущественно­го стока воды - струю. Протяженность шивер колеблется от нескольких десятков метров до нескольких км. Шиверами часто начинаются и закан­чиваются пороги. Шиверы могут образовываться так же, как и пороги, в результате размыва рекой завалов, селевых выносов и т, п., а могут быть образованы выносом в реку крупнообломочного материала притоком. На реках с быстрым течением часто образуются прижимы, то есть на­валы на отвесный, чаще всего скальный, внешний берег поворота реки под действием центробежных сил. Прижимы образуются на очень крутых поворотах, так как на них стрежень потока располагается близко к вне­шнему берегу поворота, на него наваливается значительная масса воды, и непосредственно у берега создаются различные распределения скорос­тей поперек потока. Если водность реки значительна, а поворот очень крут, у самого берега образуются отбойные валы. При высокой водности реки, но на менее крутом повороте, а также при отрицательной крутиз­не берега под водой отбойный вал может не возникать. Аналогичная ка­ртина возникает в прижиме на достаточно крутом повороте в потоке с малым расходом воды. Прижимы с отбойным валом легко распознаются на реке по отбойному валу, прижимы без отбойного вала распознать гораз­до сложнее, а подсос к берегу в них гораздо сильнее.

    На реках с быстрым течением могут образоваться противотоки в пло­скостях, параллельных дну реки, - уловы. Возникновение их связано с отрывом течения от берега по разным причинам. Уловы создаются у прижимов, вблизи перекатов, при резких расширени­ях русла, на отмелях и при резких уско­рениях отдельных частей потока (струй), напр. при слиянии двух проток. Из улова бывает иногда трудно выбираться, так как нужно успеть уйти из струи, образующий улов, пересекая её за короткое время. Моренный ландшафт часто даёт себя знать камнями-Одинцами и огрудками. Одинец - довольно крупный валун, перелива­ясь через который тонким слоем, вода образует майдан - характерную припухлость с небольшой стоячей волной ниже. Огрудок - отдельная под­водная куча камней вытянутой формы, по большей части у берега.

    Граница противоположных течений или течений с разными скоростями возникает при впадении притоков в реку (особенно если притоки сравни­мы по расходу воды с основной рекой), при обтекании потоком крупных надводных препятствий (камни, скалы, плиты). Эти границы очень малы по протяженности (иногда длина перехода от одной скорости к другой составляет 30-50см) и опасны тем, что туристское судно, имеющее ско­рость одного потока, внезапно отдельными своими частями попадает в поток с другими скоростями, мгновенно испытывая действие разнообраз­ных сил. Чтобы избежать переворота судна при пересечении границы про­тивоположных течений, необходимо использовать разнообразные техничес­кие приемы.

    Завал или залом - характерные препятствия, свойственные равнинным рекам, образуются стволами деревьев, нанесенными на приверх острова на вход в малую протоку, на внешний берег поворота реки. В половодье завалы сносит, но на спаде воды они вновь возникают, возникают и во время летних паводков, а на малых и узких таежных речках они могут существовать и увеличиваться годами. Завал - очень опасное препятст­вие, его трудно распознать, так как издали он кажется частью берега, и только в непосредственной близости начинает ощущаться сильное тече­ние, подсасывающее под завал. На реках также большую опасность пред­ставляют расположенные на внешних подмываемых берегах поворотов реки частично подмытые, но ещё не упавшие низко наклоненные над водой де­ревья.

    • Возвращаясь к наносным образованиям, отметим из них следующие:
      осередок - надводное жди подводное отложение небольших размеров, обходимое с обеих сторон. Верхняя часть осередка называется приверхом, нижняя - ухвостьем. За ухвостьем могут расположиться длинной ко­сой продукты размыва приверха. Устойчивый осередок побольше, с задернованной поверхностью, часто с древесной растительностью, принято на­зывать островом
    • шалыга - замытый песком предмет: каряга, затонувшая лодка и т.п. У шалыги верховой скат крутой, а низовой пологий, и поэтому она не вы­дает своего присутствия постепенным уменьшением глубин
    • высыпка - отложение в устье притока. Обычно состоит из крупных фракций, не унесенных рекой, которые могут в конце концов образовать напротив устья осередок. Особенно обильны ливневые высыпки, выдвига­ющиеся чуть не до середины реки
    • заструги - маленькие косы, отходящие от главной косы в виде пилы
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Преодоление препятствий. Порядок движения
  • Преодоление препятствий. Прохождение вала.
  • Преодоление препятствий. Прохождение бочки.
  • Преодоление препятствий. Прохождение каменистых участков.
  • Элементы речной лоции
  • Искусственные препятствия на реках
  • Характеристики реки, определяющие сложность сплава
  • Проходимость рек
  • Воздействие потока на плывущее судно
  • Судно - посадка и высадка


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019