Препятствие - преграда, мешающая движению, задерживающая передвижение кого- чего-либо.
В зависимости от характера реки, её режимного состояния, погоды, препятствия могут быть естественные (водовороты, быстрины, завалы, мели, перекаты, пороги) и искусственные (мосты, плотины, паромные переправы, запани и др.).
Перекат - сложное образование из двух отмелей, растущих с противоположных берегов навстречу друг другу. Перекаты часто существуют в местах смены направления поворотов русла, то есть в местах перехода стрежня потока от одного берега к другому. Перекаты длительное время существуют на одном и том же месте русла. Различают три типа перекатов: нормальный, сдвинутый и россыпь.
Все перекаты состоят из верхней и нижней кос или отмелей, между которыми находится гребень переката, где глубина наименьшая, а скорость тесания наибольшая. В гребне переката имеется корыто - канал с наибольшими глубинами. Сверху к гребню переката ведет напорный скат с постепенно падающей глубиной, сразу за гребнем вниз по течению расположено подва-лъе переката с резким увеличением глубины. Части русла, расположенные выше и ниже гребня переката, называются верхней и нижней плесовой лощиной.
На равнинных реках все элементы песчаного переката легко выделить на реке по цвету воды - бо лее глубокие места темные, на более мелких просвечивает желтый песок. На горных реках тоже встречаются перекаты и отмели, но они могут быть сложены как песком, так и галькой разного размера.
Сдвинутый перекат отличается тем, что верхняя и нижняя плесовые лощины сильно заходят друг за друга, продолжаясь каждая вдоль своего берега, при этом гребень переката может быть направлен по продольной оси реки или даже так, что направление течения в корыте будет составлять угол более 90° с направлением течения реки. В сдвинутом перекате появляются свальные течения через гребень помимо корыта, которые могут ввести в заблуждение и затянуть судно на мель. Перекаты-россыпи имеют несколько гребней, нечетко выраженные корыта и косы, расположенные в русле без видимой закономерности, поэтому они особенно трудны для прохождения.
Порог - участок русла о резким возрастанием уклона и скорости течений относительно участков выше и ниже порога. Пороги образуются в местах пересечения рекой скалистых гряд, морен, выходов трудно размываемых коренных горных пород, скоплений валунов, продуктов горных обвалов и селей, последствий человеческой деятельности, напр. взрывных работ при прокладке дорог (искусственные), перед локальными порогами с особенно крутым падением иногда образуются участки спокойной воды (плесы), возникающие из-за подпруживания реки порогом.
Характерными элементами порога являются водосливы, водяные ямы или бочки, и стоячие волны.
Стоячая волна образуется ниже той неоднородности, которой она обязана своим рождением. Волны называются стоячими потому, что они неподвижны относительно берегов в отличие от подвижных ветровых и приливных волн. Высота стоячих воли доходит до нескольких метров и зависит от расхода воды в реке, скорости течения, глубины реки и рельефа дна. Стоячие волны возникают также при слиянии двух потоков, напр. при впадении крупного притока. В таких местах иногда возникает система множества крутых точечных стоячих волн - толчея. Важной характеристикой стоячей волны является джина её ската, которая сравнивается с длиной туристского судна. Волны бывают крутыми, или короткими, когда скат меньше половины длины туристского судна, и пологими, или длинными, когда скат волны равен или больше длины судна. Очень короткие стоячие волны имеют обратный гребень, как бы водяной козырек, направленный против течения.
Водосливы делятся на водопадные (угол падения более 45°), водоскаты (угол падения около 45°) и просто сливы (угол падения менее 45°). Крутые сливы образуют обычно сразу за сливом водяную яму, или бочку - область обратного течения по поверхности, а за ней систему стоячих волн. В пороге может быть один слив во всю ширину реки, он может быть также разделен выступающими скалами и камнями на несколько сливов различной ширины и мощности. Порог может состоять также из нескольких последовательных сливов. Если в пороге один слив или последовательные сливы порога идут один за другим с интервалом, не превышающим длину судна, порог называют одноступенчатым. Если между последовательными сливами порога судно может свободно осуществить маневр по переходу от одного берега к другому, порог называется многоступенчатым. Если между двумя последовательными оливами можно причалить к берегу на плоту, эти сливы целесообразно считать относящимися к разным порогам.
Водяные ямы, или бочки образуются за очень мощными и крутыми оливами. Они характеризуются сильным обратным течением воды на поверхности. Бочку можно считать малой, если её размер меньше половины длины судна, и большой - если больше. Вода в бочках часто содержит много воздуха, поэтому имеет меньший удельный вес и хуже держит судна.
Шивера - каменистый участок русла реки с быстрым течением, небольшими глубинами и беспорядочно разбросанными в русле подводными и выступающими из воды камнями.
На шиверах из-за высокой скорости течения в потоке возникают стоячие волны, обратные течения, иногда водяные ямы (бочки). В отличие от порогов шиверы не имеют чистых мощных сливов, в шивере сливы локальны, плохо прослеживаются связь последовательных сливов друг с другом, поэтому трудно выделить линию преимущественного стока воды - струю. Протяженность шивер колеблется от нескольких десятков метров до нескольких км. Шиверами часто начинаются и заканчиваются пороги. Шиверы могут образовываться так же, как и пороги, в результате размыва рекой завалов, селевых выносов и т, п., а могут быть образованы выносом в реку крупнообломочного материала притоком. На реках с быстрым течением часто образуются прижимы, то есть навалы на отвесный, чаще всего скальный, внешний берег поворота реки под действием центробежных сил. Прижимы образуются на очень крутых поворотах, так как на них стрежень потока располагается близко к внешнему берегу поворота, на него наваливается значительная масса воды, и непосредственно у берега создаются различные распределения скоростей поперек потока. Если водность реки значительна, а поворот очень крут, у самого берега образуются отбойные валы. При высокой водности реки, но на менее крутом повороте, а также при отрицательной крутизне берега под водой отбойный вал может не возникать. Аналогичная картина возникает в прижиме на достаточно крутом повороте в потоке с малым расходом воды. Прижимы с отбойным валом легко распознаются на реке по отбойному валу, прижимы без отбойного вала распознать гораздо сложнее, а подсос к берегу в них гораздо сильнее.
На реках с быстрым течением могут образоваться противотоки в плоскостях, параллельных дну реки, - уловы. Возникновение их связано с отрывом течения от берега по разным причинам. Уловы создаются у прижимов, вблизи перекатов, при резких расширениях русла, на отмелях и при резких ускорениях отдельных частей потока (струй), напр. при слиянии двух проток. Из улова бывает иногда трудно выбираться, так как нужно успеть уйти из струи, образующий улов, пересекая её за короткое время. Моренный ландшафт часто даёт себя знать камнями-Одинцами и огрудками. Одинец - довольно крупный валун, переливаясь через который тонким слоем, вода образует майдан - характерную припухлость с небольшой стоячей волной ниже. Огрудок - отдельная подводная куча камней вытянутой формы, по большей части у берега.
Граница противоположных течений или течений с разными скоростями возникает при впадении притоков в реку (особенно если притоки сравнимы по расходу воды с основной рекой), при обтекании потоком крупных надводных препятствий (камни, скалы, плиты). Эти границы очень малы по протяженности (иногда длина перехода от одной скорости к другой составляет 30-50см) и опасны тем, что туристское судно, имеющее скорость одного потока, внезапно отдельными своими частями попадает в поток с другими скоростями, мгновенно испытывая действие разнообразных сил. Чтобы избежать переворота судна при пересечении границы противоположных течений, необходимо использовать разнообразные технические приемы.
Завал или залом - характерные препятствия, свойственные равнинным рекам, образуются стволами деревьев, нанесенными на приверх острова на вход в малую протоку, на внешний берег поворота реки. В половодье завалы сносит, но на спаде воды они вновь возникают, возникают и во время летних паводков, а на малых и узких таежных речках они могут существовать и увеличиваться годами. Завал - очень опасное препятствие, его трудно распознать, так как издали он кажется частью берега, и только в непосредственной близости начинает ощущаться сильное течение, подсасывающее под завал. На реках также большую опасность представляют расположенные на внешних подмываемых берегах поворотов реки частично подмытые, но ещё не упавшие низко наклоненные над водой деревья.
- Возвращаясь к наносным образованиям, отметим из них следующие:
осередок - надводное жди подводное отложение небольших размеров, обходимое с обеих сторон. Верхняя часть осередка называется приверхом, нижняя - ухвостьем. За ухвостьем могут расположиться длинной косой продукты размыва приверха. Устойчивый осередок побольше, с задернованной поверхностью, часто с древесной растительностью, принято называть островом
- шалыга - замытый песком предмет: каряга, затонувшая лодка и т.п. У шалыги верховой скат крутой, а низовой пологий, и поэтому она не выдает своего присутствия постепенным уменьшением глубин
- высыпка - отложение в устье притока. Обычно состоит из крупных фракций, не унесенных рекой, которые могут в конце концов образовать напротив устья осередок. Особенно обильны ливневые высыпки, выдвигающиеся чуть не до середины реки
- заструги - маленькие косы, отходящие от главной косы в виде пилы