Радушно принимали путешественников и на кошах, горных стоянках пастухов. Так, К. Саввич-Заблоцкий и Пятницкий провели два дня на одном из кошей Верхней Балкарии. Пастухи были внимательны к гостям и, несмотря на усталость после тяжелого рабочего дня, легко и с желанием обслуживали гостей. «Хозяин заре» зал в честь нашего прихода барана...» – вспоминал Саввич-Заблоцкий, остальные же члены коша привели в порядок нашу одежду, занялись лошадьми. И не было вопросов о том, кто эти люди – гости, куда и зачем идут, и лишь на прощание старший коша поинтересовался, нужна ли какая помощь.
Все это было и в данной экспедиционной поездке. Находясь под впечатлением теплого приема, гости успешно проводят свои научные исследования. М. М. Ковалевский изучает жилища, хозяйственные постройки, обстановку кунацких отоу, интересуется семейными отношениями, вопросами обычного права. В первую очередь ученый замечает, что дом Исмаила, т. е. кунацкая, отличается от традиционных построек, богаче и благоустроенней, чем у других горцев. Это помещение из толстых сосновых бревен длинной до 20 и шириной до 5 метров, украшено тонкой резьбой, изречениями из Корана. Очаг напоминал М. М. Ковалевскому искусно устроенный камин. Стены были украшены персидскими коврами и старинным кавказским оружием.
Описание этой же кунацкой дополнил позже Н. Тавлинов: «Обширная сакля построена из колоссальных сосновых бревен. В передней стене ее, в самой середине, устроен красивый очаг с высокой открытой трубой (камин. – А. М.); в боковых стенах вделаны в несколько рядов полки с причудливой восточною резьбой, на задней стене по всем полкам навалены груды перин, красивых шелковых одеял и подушек, которые тщательно занавешены азиатскими покрывалами».
Еще более современным выглядел дом и был прием Хамзатом Урусбиевым, отставным офицером русской армии, получившим образование в Петербурге, известного журналиста газеты «Терские ведомости» Евгения Баранова. Хамзат Мырзакулович, долгие годы живший в России, бывавший в Швейцарии, Италии, Германии, Польше, ведший светский образ жизни, соответственно встретил и Е. З. Баранова в своем доме, расположенном па живописном берегу Баксана рядом с сыроваренным заводом, открытым им после посещения Швейцарии. Е. З. Баранов вспоминал об этой встрече: «Хамзат, со свойственной горцам любезностью, пригласил меня переночевать у него, и я с радостью согласился. Выйдя на балкон сыроварни (дом Хамзата как бы был продолжением сыроварни. – А. М.), мы застали шумевший самовар, небольшой азиатский на трех ножках столик, покрытый безукоризненно чистой скатертью с симметрично расставленной на нем посудою...».
В «приятной беседе с гостеприимным Хамзатом», продолжает Баранов, они просидели до полуночи.
Кунацкие большинства князей и зажиточных семей каракишей были похожими друг на друга, отличаясь лишь только некоторым убранством. С. Давидович обратил внимание, что в кунацкой аталыка Бий-Аслана Урусбиева имелось «много диванов с тюфяками и подушками. Стены были увешаны коврами домашней работы и оружием...».
Кунацкая чегемского старшины по описанию ряда путешественников начала XX века была также украшена средневековым оружием, коврами и паласами. На полках вдоль стен хранились постельные принадлежности. Близкими к этому описанию, но, конечно, намного бедней выглядели кунацкие-отоу простых балкарцев.
Сравнивая свои первые наблюдения в Хуламе и Чегеме с рассказами урусбиевцев, их отношение друг к другу, Ковалевский выделяет факт привилегированного положения в горской среде родственников по материнской линии. Подобное явление на примере произведения римского историка Тацита «Германия» было проанализировано Ф. Энгельсом: «Здесь мы имеем живой пережиток рода, организованного в соответствии с материнским правом...» И далее: «Брат матери смотрит на своего племянника как на сына, а некоторые даже считают кровные узы, связывающие дядю с материнской стороны и племянника, более священными и тесными, чем связь между отцом и сыном...» Ф. Энгельс приводит факты, когда более тяжким преступлением, нарушением «священнейшего родового права» считалось невыполнение торжественного обязательства по отношению к сыну сестры в сравнении со своим.