Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Июнь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Проникновение инородцев в балкарские ущелья происходило и через браки с представителями соседних народов. Братья Нарышкины приводят пример Урусбиевых, породнившихся со сванскими Дадешкилиани, вместе с которыми в Урусбиевское общество попали «целые семейства холопов и рабов». «Понятно, – пишут Нарышкины, – что эти несчастные должны были кончить тем, что принимали веру своих новых господ».

    В «Трудах» Абрамовской комиссии происхождение пришлых фамилий, к примеру в Чечне, связывается с выходом замуж за юношу из соседнего народа, бегством от кровной вражды, с «долголетним проживанием жителей одного селения в другом селении для исполнения каких-либо общественных обязанностей, например, муллы, кузнеца, пастуха».

    У кубанских ногайцев члены бедной крестьянской семьи – сыновья нередко уходили на заработки к другим народам и там оставались.

    Аналогичные причины, а также раздоры вынуждали и балкарцев покидать земли своих предков. В «Трудах» Абрамовской комиссии зафиксирован факт, когда после раздела семьи Башиевых отец переселился в Аргудан.

    М. Венюков в 1863 году указывал, что именно сила кабардинских племен дала возможность таким фамилиям, как Лоовы, Дударуковы и Трамовы, стать абазинскими князьями.

    В середине XIX века из Балкарии в карачаевский Даут переехал Гитче Айдаболов.

    Н. Г. Волковой удалось проследить движение балкарцев в Осетию. Так, она находит в дигорском селении Вакац выходцев из Черекского ущелья Леоновых, Боевых, Цалаевых, в Стыр-Дигоре – Гациевых, Нафиевых, Гулдиевых, в Ногкау – Гацалаевых. К сожалению, она не указывает, из каких они балкарских фамилий. Но в Задамске и Дзинаге ею обнаружены собственно Бозиевы и Ортабаевы, сохранившие прежние наименования.

    Начиная с дореволюционных времен исследователи прослеживают подобные явления у всех народов Кавказа. Из Кабарды в Карачай, по данным Умара Алиева, некогда переехали Тохчуковы и Гамбиевы, от абазинского князя Хубия ведут начало карачаевские и кабардинские Хубиевы и Хачировы.

    Описывая свое путешествие по Осетии, К. Ф. Ган вспоминал: «В качестве проводника предложил нам свои услуги молодой князь К., по происхождению кабардинец, но род которого давно здесь поселился и, так сказать, совершенно усвоил дигорскую народность».

    Иван Михайлович Попов, делопроизводитель Ичкеринского округа Терской области, считал «Гунаевскую фамилию» чеченского аула Алды Бугун-юрт ведущей свое начало от родоначальника из гребенских казаков, основателя села Гезинчу «наибства Даргинского» – Гези родом из Кабарды.

    По архивным документам, обнаруженным преподавателем нескольких Тифлисских гимназий Петром Петровичем Надеждиным, на территории Кахетинской Алазании проживало более 500 кистов (горных чеченцев), некоторые из которых «приняли там христианство».

    В черкесском селе Хабаз Н. Г. Волкова встретила потомков фамилий Харабузовых и Шоумаховых. Материалы ее обследования Чечено-Ингушетии, Кабарды и Осетии показали, что Барагуновы, Кумыковы, Богдановы и Шаевы – жители сел Шуапи, Махкеты, Кень-юрт, Мундар-юрт, Бетимохк – в прошлом дагестанцы.

    Из семейств «кумыкских узденей» выводит некоторые карачаевские фамилии преподаватель русского языка и логики Екатериноградской гимназии Александр Николаевич Дьячков-Тарасов.

    Живший в последние годы жизни в Кисловодске и часто посещавший Верхнюю Теберду художник Н. А. Ярошенко сделал портретный набросок Якуба Кумыкова, родоначальник фамилии которого тоже был кумыкского происхождения.

    В. П. Невская и Т. А. Невская, ссылаясь на Государственный архив Краснодарского края (ф. 774, оп. 2, лл. 121 – 129), приводят факты переселения до середины XIX века ряда карачаевских семей в Кабарду. В этой же работе они указывают на значительное проникновение инородных элементов в карачаевское общество в период феодализма, при этом отмечая, что «пришельцы уже не принимались в род путем усыновления, как в родовом обществе, а образовывали самостоятельные фамилии – тукумы»

    По данным нашего полевого этнографического материала, в конце прошлого столетия в Нижнюю Жемталу из Мухола переселились три родных брата Атабиевы – Богатыр, Ахо и Кичи-Батыр. А еще один из представителей мухольских Атабиевых – Жуко поселился в Псыгансу.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019