Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Конец XIX – начало XX века для Балкарии – наиболее плодотворный период в плане активного посещения ее гостями, отражения на страницах различных изданий новых этнографических, археологических и исторических материалов о ней, попыток дальнейших теоретических обоснований собранных данных.

    Очень часто балкарские общества, начиная с Безенгиевского, посещал большой любитель путешествий, ученый-ботаник, биолог и гидролог, преподаватель физики и космографии в ставропольской Ольгинской женской гимназии Николай Яковлевич Динник.

    В его очерках «Горы и ущелья Северо-Западного Кавказа», «Горы и ущелья Терской области», «Поездка в Балкарию» и в ряде других отражена радость встреч с горами, природой, с этой, как он пишет, «интересною страною», общительными, жизнерадостными и любознательными людьми.

    В Кашкатау (Къашхатау – А. М.) Динник со своими спутниками осмотрел село, состоявшее, на внешний взгляд, из 75 дворов, записал легенду об его образовании, сделал множество рисунков и набросков, побывал на горе с одноименным названием. Путешественники были буквально обворожены неповторимой и «неподдающейся описанию» природой берегов Черека, голубыми озерами, ярусами громоздящихся скал. Они посетили также ряд других, небольших, потеррасных и полутеррасных, населенных пунктов – Зылгы, Зарашкы, Коспарты, Мухол, Чегет-эль, Ишканты. Как видно из описания, все эти поселения были незначительными по размерам (от 5 до 30 дворов), характеризовались поквартальным поселением и объединялись в одно общество.

    Николай Яковлевич воссоздал структуру сельско-общинных отношений Черекского ущелья, описал экономику и хозяйство балкарцев, их занятия (овцеводством и некоторыми промыслами), сделал замечания по поводу внешнего облика и нравственных качеств населения.

    Относительно земледелия, землевладения и землепользования он указывал, что «культурной» земли в горах очень и очень мало, почему эта отрасль хозяйства и занимает второстепенную роль. Узкие ущелья, зажатые скалами, небольшие участки, заваленные камнями, суровый горный климат – такова типичная картина горных районов Центрального Кавказа, сделает позже вывод Н. Я. Динник.

    Таубии пользовались незначительными земельными угодьями – пахотными, сенокосными, пастбищными, большую же часть сдавали в аренду крестьянскому населению.

    Н. Я. Динника интересовали приемы обработки почвы, сельскохозяйственные орудия труда, ассортимент и качество выращиваемых культур, система орошения. Наглядно видно, отмечал он, что даже ведущееся в незначительных размерах земледелие, требует искусственного орошения. Основными его видами были речное и ручьевое, выражавшиеся в строительстве наземных оросительных сооружений, которые использовались коллективно под контролем общества.

    Глубоко ознакомившись с бытом балкарцев, путешественник сделал вывод, что в обществе нет нищих, чему способствовали родственная солидарность и обычай взаимопомощи: «...здесь почти нет таких полнейших бедняков, как у нас. Это объясняется хорошим, издавна существующим обычаем, по которому каждый должен пособить, насколько он может, своему близкому, если его постигнет бедность или какое-либо несчастье. Ему, наверное, наберут несколько баранов, дадут 1 – 2 коровы, лошадь, словом, обставят так, что он будет в состоянии кормить себя и свою семью».

    Сам факт бытования данного обычая еще в конце 50-х годов у адыгов зафиксировал некий Л., указав в статье «О гостеприимстве у черкесс», что «между ними нет скитающихся нищих и не слышно, чтобы кто-нибудь умер от голода». М. З. Кипиани, по служебным делам посетивший горные районы Северного Кавказа в начале 80-х годов, писал: «Нельзя не удивляться, например, тому, что среди осетин, вообще ни в Закавказье, ни на Северном Кавказе, нельзя найти нищего».

    Л объясняет увиденное гостеприимством, М. З. Кипиани сдерживается вообще от объяснений, и лишь Динник совершенно верно видит в данном порядке взаимоподдержку потомков одного родоначальника.

    А получили развитие взаимная помощь и поддержка еще раньше, а именно в роде. В характеристике родовой общины З. Н. Ванеева можно прочесть следующие строки: «В родовой общине существует прекрасная «организация» социального обеспечения: в случае дряхлости или потери трудоспособности человек переходит на попечение и иждивение своего ближайшего родича. К нему же переходит его имущество. Этим объясняется отсутствие нищих у осетин: нищий, просящий милостыню, здесь – явление совершенно исключительное».


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. Хранители народной памяти
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015