Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Касаясь вопросов свадьбы и свадебного ритуала, автор остановился на приданом невесты и его месте в общесемейном имуществе. Он указал, что приданое является неприкосновенной частью имущества женщин и «не идет в дележ наследства между детьми или родственниками мужа». Тепцов, не давая объяснения причинам, отмечал, что оно в случае смерти женщины возвращалось в дом ее родителей. Между тем, характеризуя приданое балкарской девушки и показывая, каким образом оно собиралось, он близко приблизился к ответу. Приданое горянки, по данным, полученным Тепцовым у местных жителей, начинало составляться с малолетнего возраста девочки. Родственники, в чем проявлялось их социальное единство, сначала одаривали новорожденного, а затем подрастающего ребенка в разные торжественные случаи жизни: «в праздники, в случае выгодной продажи, при хорошем урожае и приплоде скота и т. п. Из подарков этих составляется необходимый инвентарь будущей хозяйки: медные кувшины, миски, тазы, котлы, сковороды и т. д.». Таким образом получалось, что основная часть имущества являлась как бы фамильной собственностью и, значит, неотчуждаемой.

    Описывает Тепцов и подготовку к свадьбе юношей, охватывавшую также определенный период и ставившую перед женихом, семьей и родственниками вполне конкретные проблемы и задачи. Семья была обязана побеспокоиться, чтобы у их сына был приличный свадебный костюм, оружие, перед женитьбой выстроено отоу.

    Заранее готовились деньги и все необходимое для проведения самой свадьбы, для калыма и подарков родственникам невесты. Далеко не прав Тепцов, считавший, что родители во всем этом не оказывали помощи сыну, что, мол, выражение «женить сына» не имело места у балкарцев. Разве это не доказательство обратного, что родители строили собиравшемуся жениться сыну отдельную комнату, родственники буквально контролировали выбор невесты, могли возразить против неравного в сословном отношении брака, против женитьбы на «иноверке» и т. п.

    Большую помощь в материальных затратах на свадьбу оказывали именно родители и родственники.

    В статье Тепцов касается истории княжеских фамилий Балкаруковых, Келеметовых, Барасбиевых и Кучуковых, их взаимоотношений и на основе их преданий – этногенеза народа. Как и Ковалевский и Миллер, он прослеживает здесь два корня: аланский и пришлый – тюркский.

    Своеобразно и проблемно Тепцов подошел к семейно-брачным отношениям, заострив внимание на различного рода брачных ограничениях – кровном и молочном родстве, сословных различиях, фамильной неприязни и вражде, непосильном калыме, физических и возрастных недостатках, – затруднявших вступление в брак молодых. Это вызывало недовольство отдельных слоев населения и даже нарушение экзогамии.

    На сложность положения и на такую основную причину, как широкое распространение родственных уз, еще в 1869 году обратил внимание Н. Ф. Грабовский, указывавший, что балкарцы Чегемского общества невест себе чаще всего искали в соседних ущельях. Порядок, требовавший запрещения «половых сношений между лицами, принадлежащими к одной и той же общественной группе и носящими одно и то же имя – знак их родства, действительного и предполагаемого», и, по мнению М. М. Ковалевского, восходящий к матриархату, в литературе носит название экзогамии. В этнографии этот термин, обозначающий порядок брачных отношений, был внесен шотландским исследователем Мак-Леннаном. Ковалевский по этому поводу замечал: «Мак-Леннан впервые отмечал факт существования запретов брачного сожития между членами одной и той же группы родственников и дал этим запретам доселе удержанное за ними название экзогамии».

    Генетические корни экзогамии восходят ко времени, когда происходило ограничение в половом сближении определенных категорий родственников.

    Ф. Энгельс это время определял заключительным этапом группового брака, когда запрещалось вступление в брак внутри племени и рода.

    Дальнейшее формирование корней экзогамных отношений надо искать в матриархате, когда «жена» жила еще в другом роде.

    Один из авторов «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» М. Завадский в конце прошлого века обратил внимание на уникальный порядок брака у удин, связанный как раз с корнями экзогамии: «Невеста приводилась (или покупалась) из другого общества и рода: перед уходом из родительского дома она целует землю очага, прощается с отцом, с матерью и своими родственниками, т. е. расстается со своим родом и уходит в чужой». И далее он пишет: «Вся вообще обстановка свадьбы удинской носит на себе печать отдаленных времен материнства и экзогамии».


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019