Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    В одном из ранних высказываний о сельском сходе В. Я. Тепцова также отмечена важная роль главы семьи в обществе. Автор попутно поднял вопрос о возрастном праве голоса на общественных собраниях, замечая, что на сходах в Балкарии право голоса имели мужчины только «по достижении 15 лет и старцы до 90 лет».

    Наш полевой этнографический материал доводит нижнюю черту возраста до 25 лет. Участие же женщин в такого рода мероприятиях вообще не практиковалось. И это, очевидно, связано с матриархатом, когда женщины-жены в связи со строгой экзогамией вообще считались чужеродными.

    Анализ всех разделов «Трудов» Абрамовской комиссии дает возможность получить представление о сущности и деятельности общинных посреднических судов. И естественно то, что, поскольку сельское общинное самоуправление в Балкарии соединяло в себе функции управленческого аппарата и судебных органов, большинство гражданских дел решалось на месте народными обычаями, известными каждому горцу, путем словесного заседания и приговора. Поэтому такой суд назывался посредническим, или третейским, и состоял из выборных судей – медиаторов или поверенных – аксакалов. Конкретно это означало, что судебные заседания, ознакомившись с сутью дела, пытались сразу же путем уговоров и рассуждений, нравственного воздействия и упреков помирить тяжущихся, а провинившихся заставить восполнить нанесенный ущерб, удовлетворив требования пострадавшей стороны.

    По данным полевого этнографического материала, собранного нами в 1968 – 1972 годах в кабардинских, балкарских, карачаевских, осетинских, абазинских и ногайских селах, судьи в подобных случаях обращались к истории дедов и прадедов; апеллируя к памяти предков, культ которых высоко чтился у горцев, призывали жить в мире и спокойствии. А затем виновнику этого заседания говорили, что его вина доказана и что он, исходя из сложившихся порядков и традиций, должен в таком-то размере и в такой-то форме выплатить штраф.

    Если вина не доказывалась, судьи требовали принесения присяги.

    Начиная с 1829 года, как явствует из материалов комиссии, в связи с преобразованием судопроизводства, существенно изменились и функции общинных судов: они рассматривали теперь только дела о различных тяжбах и спорах о границах и межах, о потравах, нарушении пользования оросительной системой, имущественных отношениях. Выбор состава медиаторов в большей степени теперь зависел от мнения старшины как представителя низших слоев царского административного аппарата, и без утверждения вышестоящих органов их избрание не считалось действительным. Но, с другой стороны, государственные власти значительно облегчили работу медиаторского суда: если разбираемое дело не решалось мирным путем, что являлось конечной целью общинного суда, то оно передавалось в областной суд, неподчинение решению которого считалось нарушением закона.

    Разбирательство дел, рассказали нам долгожители Нижней Теберды, Терезе, Верхней Балкарии, Бабугента, Второго Лескена и Ново-Осетинского, происходило публично, в присутствии всего свободного от занятий населения, прямо на ныгыше или ныхасе. В обсуждении мог принять участие любой совершеннолетний член общины, по предпочтительно представители старшего поколения, и при этом выразить недовольство пристрастным следствием и особенно приговором. А в Нижнем Чегеме, по информации Ахкобекова Махая Батиковича (1888 г. р.), судьи к присутствующим обращались с просьбой высказаться о слушаемом деле, к мнению которых они непременно прислушивались.

    В отдельных местах «Трудов» затронута роль в обществе старейшин – почетных стариков. С распадом родовых отношений совет старейшин не потерял своих функций, преобразовавшись в совещательный орган. В него входили старшие по возрасту, уважаемые люди большинства населенных пунктов общества. Они играли определенную роль в жизни общины и, в частности, на общесельских собраниях. Их считали непререкаемыми авторитетами в решении тяжебных и спорных дел, к которым они подходили действительно безукоризненно с точки зрения нравственных сторон адата и законов шариата. В Гунделене к таким старикам относили Жижу Хаммаева, Батока Малкандуева, Токула Жолаева, Оразая Улакова, Калдана Отарова, Батока Мусукаева, Жижу Мамукоева, в Нижнем Чегеме – Кара Аттаева, Кайсына Жазаева, Атабия Узденова, Жараслана Жашакуева, в Верхнем Баксане – Токката Ахматова, Зекерью Байдаева, Абдуллаха Муллаева, Даулета Гулиева, в Тура-Хабла – Башчы Гузиева, Окуфа Таукенова, Омара Мусукова и т. д.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019