Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Горная болезнь. История изучения
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Ледник Терскол
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Климат и погода горных районов
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Август 2022    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Одной из выделяющихся публикаций предреволюционного периода о Балкарии является исторический очерк «Балкария» уроженца Черекского ущелья, чиновника административно-судебных органов Баталпашинского отдела Мисоста (Мусоза) Кучуковича Абаева, в своей работе широко использовавшего «кавказоведческую литературу по истории и этнографии балкарцев». В своем главном труде жизни, как замечено К. Г. Азаматовым и X. И. Хутуевым, им сделана попытка «научно изложить основные вопросы истории и этнографии балкарцев с древнейших времен до конца XIX века».

    Очерк М. Абаева начинается с общих, но более конкретных, чем у его предшественников, сведений о самоназвании балкарцев, расположении горских обществ, «отдельных аулов и поселков», численности населения, языке и нравах горцев.

    Приводя легенду о Малкаре и Мисаке, автор пытается как-то объяснить процесс образования «самого древнего общества «малкар». Содержание предания, бытовавшего в народе, заключается в том, что некогда, в те времена, когда ущелье еще было покрыто густыми лесами «с небольшими открытыми полянами», здесь жили люди, называвшие себя «таулу». Попавший сюда с равнины охотник по имени Малкар решает вместе со своим родом остаться в этих местах навсегда. Появившийся в горах гораздо позже «неизвестный человек по имени Мисака» обманом и коварством расправился с братьями Малкаровыми, женился на их красавице-сестре, «завладел землею и другим имуществом Малкаровых, затем привел туда с плоскости и других людей и начал притеснять мирных тружеников таулу, которых в конце концов превратил в своих данников». Легенда кончается тем, что во главе ущелья «становится» воин по имени Басиат: он «производит сразу такое сильное впечатление на балкарцев, что они добровольно подчиняются ему...».

    Как видно, в данном историческом предании нашло образное отражение все то наиболее важное, что изменяло жизнь горского населения и что не могло не запечатлеться в памяти народа. В легенде просматривается местное «кавкасионское» население, ираноязычное и тюркоязычное, характерное своим напластованием.

    Поднимая вопрос о социальном разделении балкарцев, Абаев дает характеристику основных сословий, воспроизводит их общественное и экономическое положение, пытается дать объяснение происхождению феодальных фамилий, из которых более достоверна история Суншевых – Урусбиевых.

    Начав вторую главу с взаимоотношений балкарцев с соседними народами, приведя интересные данные о присоединении Балкарии к России, «хозяйственных контактах с равнинной Кабардой», разнообразных связях с закавказскими народами, он переходит к анализу политического строя, управления, землевладения и землепользования, скотоводства, культурной жизни и судопроизводства самого «сильного», по его мнению, из пяти горских обществ – Балкарского.

    В связи с проблемой обеспеченности «хлебным зерном» населения горных ущелий автор касается численности семейных коллективов, считая при этом, что большие семьи состояли из 20 – 30 человек и что балкарцы «избегали семейных разделов».

    Нельзя согласиться с некоторыми авторами, которые считают, что к тому времени, когда писал Абаев, эти семьи существовали уже как пережиточные. Если бы это было так, то Абаев (уроженец и житель, в общем-то, этих мест), поставивший перед собой цель специального исследования Балкарии, указал бы на данный факт.

    Исторический очерк М. К. Абаева содержит, кроме того, обширный материал по проблемам сельской общины, отношения администрации к населению и общинному управлению, семейных и родственных связей, а также религиозных верований балкарского народа.

    Подытоживая сказанное, следует отметить, что авторы, путешественники, ученые и просто наблюдатели конца XIX – первой четверти XX века оставили богатое наследство, но, к сожалению, этот материал медленно входил в научный обиход, и еще долго примеры из жизни Балкарии и многих других народов Северного Кавказа не фигурировали в должной степени в трудах ведущих ученых. Между тем многое из того, что было зафиксировано публикациями этого периода, в частности большие семьи, патронимические и другие формы родственных связей, пережиточные формы архаических явлений, быстро меняло свое лицо или вовсе исчезало.

    Проанализированные выше работы, документы Центрального военно-исторического архива (ф. 400), центральных государственных архивов Кабардино-Балкарии (ф. 2, 6, 22, 24, 40) и Северной-Осетии (ф. 224), а также материалы наших полевых этнографических исследований и публикации К. Г. Азаматова, Ю. Н. Асанова, М. X. Ацканова, Е. О. Крикуновой, Т. X. Кумыкова, М. Ч. Кучмезовой, Г. X. Мамбетова, свидетельствуют об активном проникновении в экономику Балкарии капиталистических отношений: о более широкой торговле скотом, производстве и продаже сукна, появлении предпринимательства среди представителей балкарских фамилий, даже в области разработки залежей полезных ископаемых и лесного богатства горных ущелий, ведущих к резким изменениям социально-экономического уклада, трансформации или исчезновению традиций, осложнению обострившихся до предела классовых противоречий горского общества.


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019