|
 |
О двуглавом красавце Эльбрусе. |
Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье |
 |
 |

С древних времен привлекал белоснежный Эльбрус людей, которых поражали грандиозные размеры и классически строгие формы великана. Фантастический вид его среди клубящихся облаков или сквозь завесу тумана породил легенды о горе, «одну треть ночи освещенной солнцем», как сообщали греческие мореплаватели, первыми проникшие через Черное море на Кавказ. Сохранились очень древние сказания об Эльбрусе, как о дымящейся горе, видимо, относящиеся ко времени его затухавшей, но еще заметной вулканической деятельности. Древние связывали с ним миф о Прометее, похитившем огонь для людей и прикованном по приказанию Зевса Гефестом к одной из скал Эльбруса. Еще в V в. до н. э. древнегреческий трагик Эсхил создал своего «Прикованного Прометея». Филострат Афинский во III-II вв. до н. э. писал: «Об этой горе у варваров ходят те же предания, что и у эллинских поэтов, а именно: что к ней был прикован Прометей за свое человеколюбие... Вершина эта двуглавая, и говорят, что он был прикован руками к этим отрогам, между которыми не меньше стадия расстояния: так громаден будто бы был он. А птицу-орла – обитателя Кавказа - считают врагом, и гнезда, которые орлы устраивают на скалах, сжигают посредством огненосных стрел, ставят также и западни на них, объясняя все это местью за Прометея: до такой степени уверены они в справедливости предания». |
 |
 |
Научное изучение Эльбруса. Часть 2 |
Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье |
 |
 |
Прошло шесть лет. Летом 1874 г. в Баксанское ущелье прибыла новая группа альпинистов-англичан: путешественник и географ Ф. Грове, Н. Уоккер, Ф. Гардинер и соратник Фрешфильда Мур. Их сопровождал альпийский проводник швейцарец Кнубель. До приезда сюда они уже побывали в Дарьяльском ущелье, затем посетили Безенгийское ущелье, из него перешли в Чегемское, откуда, через перевал Актопрак, вышли к долине Баксана.

В Лондоне Грове уже знал от Фрешфильда об Ахие. Оказавшись в Урусбиеве, он сразу же пригласил его в проводники. 16 июля 1874 г. в 11 часов балкарец Соттаев, англичане Грове, Уоккер, Гардинер и швейцарец Кнубель первыми взошли на западную вершину Эльбруса. Было тогда Ахие 86 лет. Грове в своей книге «Холодный Кавказ» посвятил ему такие строки: «Этот замечательный охотник деревни Урусбиево, по всей вероятности, более других успел ознакомиться с окружающими долинами и горами... Худощавый, крепкий, сильный, он, по-видимому, совершенно свободно поднимался по склонам гор, так как в действительности путь его был настольно труден, что обыкновенный человек едва ли в случае нужды, не убавляя шага, мог совершить довольно большой переход. Зрение его было поразительно...» |
 |
 |
Для чего создан Национальный парк |
Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье |
 |
 |
Вашему вниманию предлагается книга, выпущенная в 2003 году тиражом 1000 экземпляром и посвящённая годовщине образования Национального парка. О реальном состоянии дел смотрите наши статьи с разделе "Горы и природа"

Директор Национального парка «Приэльбрусье» Беккаев Мухажир Абуевич
Приношу свою благодарность за содействие и помощь при подготовке этой книги Ирине Борисовне Голамбек.
М. Беккаев
Выражаю глубокую благодарность за предоставленный из фондов материал директору Национального музея КБР Беталу Мурадиновичу Керефову, главному хранителю Вере Хапотовне Калмыковой и зав. отделом природы Ирине Николаевне Белоцерковской - за научную консультацию при подготовке данного издания.
М. Горлов |
 |
 |
О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного |
Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы |
 |
 |
Подводя итоги анализа публикаций дореволюционных путешественников, наблюдателей, исследователей, в целом их следует оценить положительно. В их работах в той или иной степени представлены не просто отдельные какие-то феномены, а явления, известные в разные периоды истории всем народам мира.
Мы привели материалы описаний и воспоминаний ряда иностранных путешественников и альпинистов второй половины XIX века. Их данные, в частности членов английского клуба, которые впервые посетили Кавказ в 1868 году, в значительной степени помогают детальному воссозданию общественного и семейного быта горских народов. Но, к сожалению, у них иногда по отношению к местному населению проскальзывает чопорная снисходительность.
Обращение к историческому прошлому того или иного народа – явление вполне закономерное. Ни у кого в наши дни не вызывает сомнения непреходящее значение культурного наследия прошедших эпох, а также роль истории в современном мире. Знакомясь особенно с этнографией и краеведением, каждый из нас ощущает, что его собственное «я», жизнь и судьба его родителей и дедов непосредственно связана с историей народа и страны, что культура его народа – частица мирового культурного наследия.
Особенно важно ощущение этой причастности в настоящее время – в период развернутого строительства коммунистического общества в нашей стране, когда успех воспитания во многом зависит от приобщения молодого поколения к текущим проблемам страны, к быстро меняющейся истории. Метко подмечено и в книге Р. Подольского «Связь времен», где он пишет: «Главная задача настоящего – связывать прошлое и будущее», чтобы глубже осмыслить это настоящее, и что «сила человечества в крепости великой связи времен». |
 |
|
|