Главные осложнения вызывают ориентирование и неблагоприятные метеорологические условия. С гребного судна в ясную погоду увидеть низкий берег можно с расстояния 3-4км, высокий (высота до 20м) - с расстояния 10-15км. В туман, дождь видимость резко снижается и ориентирование по берегам делается ненадежным. При изрезанной береговой линии и наличии островов трудно на глаз определить направление движения, поэтому судна следует вести по компасу, В противном случае возможны серьезные ошибки в прокладке пути, которые могут достигать нескольких км.
На открытых водоемах возможен сильный ветер, причем возникает он обычно в 9-10ч., усиливается к 14-15ч. и ослабевает к заходу солнца. В ветреную погоду затруднения в ориентировании усугубляются волнением и дрейфом. В таких сложных условиях группа должна идти компактным строем, не допуская потери зрительной и голосовой связи.
Ветер, если он не попутный, резко снижает скорость движения. Ветер разводит большую волну, которая ведет себя по-разному. На глубине волна может быть крупная, но пологая. Появление пенистых гребней опасно для лодки. На мелководье даже небольшие волны остаются крутыми, а у берега они становятся более высокими, образуя прибой.
Особенно опасны шквальные ветры. В случае неопытности экипажа они могут опрокинуть лодку, а если берег каменистый, то волна, с огромной силой выходя с глубины на камни, способна разбить судно. Вот почему при сильном волнении наибольшую трудность представляют выход на берег и отвал от него. Места для этих целей надо выбирать на мелководье с песчаными или галечными пляжами. Даже при небольшом прибое лодку следует остановить, не доходя до берега каменистого, удерживая её веслами. Матрос быстро выходит в воду и с бортов удерживает судно. Капитан тоже осторожно выходит в воду. Они начинают разгружать судно, затем облегченное судно вытаскивают на берег.
При более вильной волне к берегу лучше подходить кормой, выдерживая нос лодки под некоторым углом к волне. Войдя в воду, экипаж удерживает лодку в этом положении и следит, чтобы её не развернуло бортом к волне, иначе лодку наверняка зальет, поломает и ударит о берег. Все работы во время прибоя следует производить слаженно и быстро.
Если во время прибоя нужно отойти от берега, то сначала к границе его подносят все вещи, а затем и байдарку, загрузив в нее и корму часть легких вещей. Носом против волны её спускают на воду, один гребец удерживает судно, а другой быстро грузит остальные вещи и садиться на свое место, удерживая судно веслом. Второй гребец отталкивает лодку, тоже быстро садится, и оба начинают энергично грести, давая ход лодке. Если на водоем начнет надвигаться туман, лучше всего прекратить движение и выбиться на берег, иначе можно заблудиться и не найти удобного места для выгрузки. При выборе стоянки следует избегать узких пляжей под крутым обрывистым берегом.
Существует много рек и озер, берега которых на многие им заболочены, что препятствует выходу на берег, осложняет выбор места для привала и ночлега. Если это не учесть, ночевать придется на плаву.
На новых водохранилищах с неустановившимися берегами можно встретить плавучие острова, образовавшиеся при всплытии торфяников или почвы с кустами. Выходить на плавучие острова рискованно. Образование таких сплавин возможно у берегов, и добраться до коренного берега трудно.
На открытых водоемах безопасность движения во многом зависит от опыта капитана судна. Опытный капитан никогда не поставит судно бортом к волне, а постарается выдержать движение под некоторым углом к направлению хода волны (от 18 до 30º). Капитан должен оценить высоту берегов, наличие на них леса, определить участки, где даже при, сильном ветре сохраняется относительное затишье, внимательно и неотрывно следить за бегом волны, направление которой зависит от конфигурации берега.
При плавании по открытым водоемам маневренность судна отступает на 2 план, а на 1 место встаёт устойчивость судна, поэтому лодку следует загружать так: чем ниже размещен груз, тем устойчивее судно. Высоко расположенные или незакрепленные грузы, высоко сидящие люди могут вызвать значительный крен и опрокидывание лодки. При загрузке судна надо следить, чтобы киль оставался ровным.
Путешествия по открытым водоемам на всех судах совершают вблизи от берега, на небольших глубинах с таким расчетом, чтобы при непогоде можно было быстро выбраться на берег.
Большие затруднения в выборе правильного пути возникают при выходе из озера или водохранилища в реку. Наиболее надежным признаком для поисков реки служат понижения рельефа берегов и водоросли, вытягивающиеся в направлении течения. Последний признак точен лишь в тихую погоду: при ветре и волнении расположение водорослей беспорядочное.