Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Горная болезнь. История изучения
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Ледник Терскол
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Климат и погода горных районов
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Август 2022    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Естественно, что мнение путешественника, утомленного трудным переходом, или вообще гостя зависит, собственно, от теплоты встречи и внимания, проявленного к ним, их устройства и конечно погоды, на что в первых своих путешествиях обратил внимание Ковалевский: «В горном путешествии, в путешествии среди грандиозной природы, есть только одна забота и один стимул вашего настроения, эта забота и этот стимул – погода. Хороша погода – вы жизнерадостны, вы наслаждаетесь до восторженности.

    Непрерывно сменяющийся калейдоскоп дивных красот приковывает ваше внимание. Прошлого и будущего как бы не существует, живете только настоящим моментом. А в этот настоящий момент существование ваше наполнено одним лишь возвышающим душу созерцанием. О, (как хорошо чувствуешь себя в недрах величественной природы, как отдыхают нервы вне почт, газет и цивилизации. А живительный горный воздух! Какие трудные пути вы в состоянии совершить только благодаря чистоте и прохладе этого воздуха. Четыре, пять часов сна на горном воздухе вполне восстанавливают силы».

    Но В. Я. Тепцову, к сожалению, не повезло и в Безенги: лил проливной дождь, никто не был предупрежден о его прибытии туда, все казалось не так.

    Однако в Урусбиево неудовлетворение несколько сгладилось, когда женщины княжеского дома пригласили гостей на ужин и оказали «радушное гостеприимство».

    На следующий день В. Я. Тепцова и его спутников ознакомили с селом и его окрестностями. Писарь общества рассказал Тепцову, что в селе около 600 дворов с более чем двумя тысячами человек. Жители владеют 200 десятинами пахотной и сенокосной земли, стоимость которой доходит до 1000 рублей.

    Как бы мимоходом, видимо, сам об этом не догадываясь, В. Я. Тепцов характеризует право предпочтительной покупки: «Пахотная земля находится в частном подворном владении с правом продажи и перепродажи ее только в руки односельчан...» Но среди односельчан предпочтение отдавалось родственникам.

    Хорошо знакомый с трудами по сельской общине Закавказья, которая начала изучаться еще в 40-х годах, автор в анализе Урусбиевской сельской общины, ее сущности и управления показывает, что членами сельских сходов могли быть мужчины начиная с 25 до 100 и более лет.

    Все семьи общества были податными единицами, причем величина налога зависела от «числа взрослых мужчин» в семейном коллективе, без учета несовершеннолетних, стариков и нетрудоспособных, а также от социального положения.

    Во время пребывания в Урусбиево В. Я. Тепцов и его спутники наблюдали важный для горцев-скотоводов праздник – «праздник сенокоса». Уже за неделю до торжества сельчане начинали налаживать косы, грабли, вилы, спорили дома и на ныгыше по поводу организации и церемониала праздника.

    Поскольку это и семейный и общесельский праздник, начало проведения его определялось официально сельским сходом. «Наступает желанный день, – пишет В. Я. Тепцов, – и аул подымается в поход с песнями, скачкой, кто пешком, кто верхом».

    Дальнейший путь В. Я. Тепцова должен был лежать или через горную местность Жукурюшкю и Этмиш кол или по реке Гестенти (Кестанты. – А. М.) и Ырхыла в Чегемское ущелье. Второй был легче, и они двинулись в сторону Гирхожана...

    Описывая развалины башен, храмов, «христианские» древние кладбища, воспроизводя фамильную легенду Урусбиевых, Тепцов, как чувствуется по изложению, находился под непосредственным влиянием публикаций Ковалевского, Миллера и Иванюкова.

    Одним из основных выводов Тепцова после изучения памятников культуры Балкарии является призыв к немедленным научным археологическим раскопкам в этом «богатом древностью» крае, пока археологические памятники полностью не разрушены и не уничтожены.

    В составе Чегемской сельокой общины автор выделяет главное село Эльтюбю, центр общества, а также Думалу, «Сузарь (Суусузла. – А. М.), Кям (Кам – А. М.), Орсундах (Орсундак. – А. М.), Булунгу». Однако он упустил такие поселки, как Беттургу, Кала, Кёкташ, Бопу, Жора, Гюдюргю и др. Ведь в Чегемском ущелье ко времени его посещения насчитывались 22 населенных пункта.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. Хранители народной памяти
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019