Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    В Чегеме Тепцова интересовали традиционные виды занятий горцев, поселения и жилища, их санитарное состояние, пища, утварь. Он изучал также древние сооружения, башни, кладбища, высеченные на скалах лестницы, остатки оросительной системы. Фиксируя в своих записях увиденное, давал всему объяснение. Тепцов считал, например, что некогда в этих местах жил христианский народ с высокой культурой и что этот край был разорен полчищами Тамерлана: «Железный хромец особенно был зол на христиан и из черепов их воздвигал громадные пирамиды».

    Описывая современных ему обитателей ущелья, он отмечал, что представители княжеских фамилий живут в центральном селе общества, им принадлежат основное количество скота, лучшие земли.

    В. Я. Тепцов первый из дореволюционных авторов подробно зафиксировал факт сохранения в Балкарии элементов былого хозяйственного и экономического единства семей одного «рода», подразумевая под словом тукум – патронимию. Он ссылается на такие порядки этого института, по которым родственнику или даже просто односельчанину позволялось, в случае необходимости, взять взаймы сено из стога, коня для поездки, при этом не спрашивая на то разрешения хозяина. «Нуждающийся, – пишет В. Я. Тепцов, – воровски ловит первую попавшуюся ему лошадь, седлает ее, едет. Потом, по миновании надобности, лошадь возвращается на то место, откуда взята». Отголоском родовых отношений было посещение жителями одного селения или поселка, даже не родственниками, друг друга как по приглашению, так и без него. Для этого не обязателен был серьезный повод: «Зарезал кто-либо барана – к нему являются незваные гости, и хозяин обязан разделить с ними трапезу. Приехал кто-либо с базара и привез что-либо серьезное, лакомство – незваные гости и тут, и опять угощение с сообщением новостей».

    Здесь уместно будет привести наблюдение П. Зубова относительно того, что «если уздень увидит у владельца деньги, хорошее платье, шапку или другое, что ему понравится, то владелец отказать ему в оном не может и не должен». Вернее было бы сказать, что у горских на родов вообще было принято дарить гостю понравившуюся вещь.

    Тепцов же «многое недопонимал в жизни горского населения что было, конечно, вполне естественным для приезжего, не знавшего психологического склада народа, древних традиций, не владевшего языком. Так, по его информации, если к соседу привезли с коша молочные продукты, которых, положим, не было в данный момент в соседнем доме, просить считалось неприличным. Нужно было пойти в гости и там поесть. Это, несомненно, ошибочно и, более того, смешно. Во-первых, если родственнику или соседу, жившему рядом, что-либо приносили или привозили, он всегда делился, а во-вторых, достаточно было сказать им, что нужно то-то и то-то, как просьба моментально выполнялась.


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. Хранители народной памяти
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019