Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Горная болезнь. История изучения
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Ледник Терскол
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Климат и погода горных районов
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Август 2022    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

    О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    То же в своем описании отметил и путешественник С. Давидович, которого вместе с его спутниками в Баксанском ущелье, недалеко от Гижгита, встретил спешивший по личным делам племянник Исмаила Мырзакуловича Урусбиева Бий-Аслан. Не задумываясь, он отложил свою поездку. «Вы едете в Урусбиево, так позвольте пригласить вас к себе, – заговорил молодой человек по-русски. – Я Беслан (Бий-Аслан. – А. М.) Урусбиев, племянник владельца, но так как его теперь нет дома, то вы будете моими гостями».

    В Гижгите их любезно пригласили в стоявшую у самой дороги кунацкую, имя хозяина которой гости не запомнили. А через полчаса, вспоминал С. Давидович, они уже лакомились превосходным бараньим шашлыком, какой умеют готовить только горцы.

    Далее в Озаруково и выше по ущелью в других поселках их тоже угощали айраном и настойчиво приглашали в гости.

    Ехавшие же навстречу путешественникам жители ущелья с радостными приветствиями присоединялись к ним. К Урусбиево они «подъехали уже в сопровождении целого десятка горцев». «Таковы правила горского этикета, – заключал Давидович, – чем более рады гостю, тем более народу должно провожать его и затем окружать по прибытии на место». В этом наглядно проявлялись взаимосвязи членов балкарских патронимий, «фамилий», сельской общины. В данном случае и племянник Урусбиева, и другие горцы, зная, что старшины общества нет дома, спешат достойно встретить гостей. Все остальное же откладывается на потом, главное – в выполнении их долга, обязанности, законов, по которым живут они и жили их предки.

    Подобный порядок существовал и у других народов Северного Кавказа. Тот же С. Давидович, проезжая со своим проводником Магометом Коновым по кабардинскому селению Атажукино, остановился у первого попавшегося на пути двора, чтобы попросить напиться. Вышедший им навстречу мило улыбавшийся хозяин на своем языке и жестами (он ни слова не говорил по-русски. – А. М.) пригласил их в кунацкую, где в прохладной комнате они не только отдохнули, но и с удовольствием пообедали.

    Размышляя над гостеприимством кабардинцев и балкарцев, Давидович заметит, что представители местных народов, собираясь даже в дальнюю дорогу, не обременяют себя багажом, не думают о деньгах: «Бурка да папаха – вот и весь багаж; даже денег с собою в дорогу не берут, так как все необходимое – ночлег, постель, пищу – благодаря гостеприимству горцев можно получить даром».

    Надолго запомнилось Сергею Анисимову и его спутникам посещение в горах Карачая, на пастбище, простой семьи чабана. Когда они возвращались с одного из высокогорных ледниковых озер в Верхнюю Теберду, их поздно ночью застала разыгравшаяся непогода и вынудила свернуть к близлежащему кошу (стоянка пастухов. – А. М.). «...Горец-хозяин, – читаем мы в воспоминаниях С. Анисимова, – помог нам слезть с седел, придерживая стремя, и сам повел наших коней в загородку, чтобы расседлать и устроить их на ночь». Кстати будет сказано, в подобных случаях одинаково вели себя и князья, и простые общинники. На обратном пути «в Урусбиево, – писал С. Давидович, – встретил нас сам Исмаил и, согласно с горским этикетом, помог мне и Магомету сойти с седел, придерживая наши стремена».

    В жилище карачаевской семьи гостей приветливо встретили дочери хозяина. Последний вошел в комнату несколько позже, сияя такой улыбкой, «что она сильнее костра осветила всю саклю». Полушутливо, полусерьезно хозяин, указывая на закопченные стены, сказал, что его «дворец не богат и не блестящ». Но, продолжал он, «хотя моя сакля и стара и, может быть, даже дает течь при таком ливне, но зато в ней для вас открыта вся душа хозяина. Аллах послал мне неожиданных и дорогих гостей, и все, что я имею, я предоставляю им. Правда, мое угощение, как и мой дворец, не будет роскошным: барашек и айран, потом айран и барашек – вот и все. Но зато радушие и любезность хозяина сдобрят его лучше, чем самые редкие приправы... Если ваши постели на голом полу у огня покажутся не слишком мягкими и ваш сон не будет крепок, то, чтобы вы не скучали, я займу вас своими рассказами до самой зари».

    Открытое и доброжелательное отношение хозяев к гостям сняло всякие перегородки между ними. Внезапно прибывших путников принимали так, как будто их специально и давно ждали. Между тем в семье совершалось важное событие: хозяйка дома в соседней комнате лежала в предродовом состоянии. Первой мыслью, пришедшей С. Анисимову в голову, когда он узнал об этом, было: «Если бы в нашей городской обстановке при таких обстоятельствах, в ночную пору, да еще в дождь, появилось сразу пятеро гостей с мокрым багажом и сумками, то трудно представить себе таких хозяев, которые были бы им рады».

    В течение всего пребывания гостей в доме глава семьи оставался спокойным, веселым, легко и ненавязчиво развлекал их, шутил и что-нибудь рассказывал. Когда у него родился сын, он предоставил гостям право дать ребенку имя.

    Утром они узнали, что большая, в 30 человек, семья 64-летнего горца состоит из трех поколений: отца, матери, женатых и неженатых сыновей, незамужних дочерей и внуков.

    Отвечая на приглашение посетить Москву, глава семьи сказал: «Я никогда не был и никогда, должно быть, судьба не приведет меня в ваш далекий город. Я всегда живу здесь, никогда не был на плоскости и в городах. Я редко спускаюсь даже туда, вниз, в долины, где наши аулы. Здесь я родился, здесь похоронил отца и мать и здесь сам живу с детьми и внуками. Здесь мои стада, и сюда аллах посылает мне дорогих гостей».

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. Хранители народной памяти
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019