Надо заметить, что отношение к медиаторам у дореволюционных авторов было противоречивым: одни поддерживали их деятельность, другие считали, что они приносят больше вреда, чем пользы. Так, один из авторов, публиковавшийся в «Терских ведомостях», в сообщении «Наши миротворцы» писал, что примирители не отвечают своему предназначению, приведя при этом пример конфликта и печального его исхода между чегемцами Бейтуганом Сарбашевым и Эсеном Таппасхановым.
Но жители сел. Насыр-Корта в Чечено-Ингушетии считают, что и в наши дни, если кто-либо из односельчан серьезно повздорит, только «старшие могут помирить».
Количественный состав народного суда был разным – в зависимости от разбираемого дела. Если рассматривалось убийство, он равнялся 7 – 9 членам, ранение, оскорбление, клевета – 3 – 5. Если дело осложнялось, то процедура проходила следующим образом: перед началом следствия судьи давали слово в объективном и принципиальном подходе к решению вопроса, родственники же потерпевшего обещали отнестись к их решению уважительно, воспринять его «сдержанно, как подобает благовоспитанным людям».
Примирение, как правило, проходило во дворе дома убитого в присутствии всех его ближайших родственников – членов патронимии. Любая из сторон могла не согласиться с решением посредников, но должна была об этом объявить. После этого кровомщение возобновлялось. Несогласие идти на примирение, несогласие с решением суда осложняло жизнь враждующих фамилий. Некоторые из кровников этой жизни предпочитали бегство, даже в другие страны.
Невыполнение приговора одной из сторон, участвовавших в тяжбе, вызывало осуждение общественного мнения. В наиболее серьезных случаях игнорирующих моральное отношение к происходящему суд мог объявить вне закона.
96-летний Кайсар Бозиев из Хасаньи рассказал автору книги и Д. Таумурзаеву историю Бозиева Башия и Зануюкова Ортая, происшедшую, как считали еще старшие представители фамилии Кайсара, примерно в середине XVIII века. В один из праздничных дней в местечке Зиришхи (Зарашкы, Зарашгы. – А. М.) происходили скачки. Сюда собрались лучшие джигиты из Чегет-эль, Тура-Хабла, Ишканты, Кюннюмов, Мухола, Коспарты, Зарашкы, гости из Ичкумея, Эльжурту, Гирхожана, Эльтюбю, Булунгу, Безенги. Во время решающего заезда соревнований вперед стал выходить Баший Бозиев, обгоняя до сих пор не уступавшего ему Ортая Зануюкова. Последний с досады (он считал себя выше и в социальном отношении) на лету ударил Башия камчой, что привело к поединку между ними – тюйюшге. Но Башию и здесь повезло: он убил своего соперника и оказался победителем. Не дав начаться фамильной войне – тукъум уруш, народные судьи, рассмотрев дело, пришли к выводу, что виновником происшедшего является Ортай, но и Баший своими действиями тоже вышел за рамки закона и должен понести наказание. Чтобы он своим присутствием не напоминал матери убитого о горькой утрате, его выслали в соседнее общество – Хуламское. Но Зануюковы через несколько лет все же отомстили Башию, что наложило на них печать убийц – мурдар и оттолкнуло навсегда односельчан. В народе и сегодня, когда что-то осуждают, говорят: «Зануйукъ-ланы эшегинлей, не айланаса?» – Что ты ходишь, как ишак Зануюковых?
Кровная месть возобновлялась и в случае невыполнения виновной стороной решения суда.
После выплаты выкупа и возвращения оружия, которым было совершено убийство, устраивалось так называемое «мирное угощение» для всех родственников усопшего. Что, видимо, являлось остатком тех времен, когда ущерб, принесенный одной семье, воспринимался также близко и всеми членами фамилии.