Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Такой обед у осетин, ближайших соседей балкарцев, назывался столом крови в доме убийцы – «туджыфынг». «При этом семья убийцы, – утверждает З. Д. Гаглойти, – дарила пострадавшей семье оседланную лошадь и пр.».

    «Но, несмотря на таковую уплату, – считал П. Зубов, – не прежде исчезает совершенно кровавая вражда между домами убитого и убийцы, пока кто-нибудь из них не возьмет у другого на воспитание дитя, ибо тогда они соединяются между собою политическим союзом, равным родственному».

    И поэтому с целью окончательного примирения семья виновного старалась взять на воспитание сроком на 2 – 3 года ребенка – «къан эмчек» из семьи убитого. «С уплатой «кан алгана», – замечено у Ковалевского, – или композиции, связывается обыкновенно передача роду убитого кого-либо из малолетних родственников убийцы». Через положенный срок ребенок возвращался домой с подарками и считался ближайшим родственником «кровной» фамилии. Эта процедура символично означала умилостивление усопшего и других предков, сближение с родственниками пострадавшего, поддержание якобы семейного и фамильного культов. М. Ковалевский видел в этой «заботе о союзах» порождение в свое время распространенного обычая «передавать новорожденных детей на воспитание чужим семьям, чтобы таким образом установить с ними фиктивное родство».

    Кроме того, у балкарцев, карачаевцев, лезгин и у ряда других народов Кавказа после общей процедуры примирения кровники выдавали замуж дочерей за мужчин фамилии пострадавших. «С тою же целью, – читаем у С. Каргинова, – обычай предписывает связывать узами родства кровников...» Такие браки, считавшиеся абсолютной гарантией установления родственных отношений, наблюдались в средневековье у германских и скандинавских племен и народов, у франков, славян. Установление подобным образом родственных связей давало право членам враждовавших фамилий считать друг друга «кровными братьями» – «къан къарындашлар».

    Е. З. Баранов отмечал особое, почтительное отношение к старшим по возрасту людям: «Вообще, уважение к личности старого человека у горцев велико; горец никогда не позволит, хотя и самой невинной, насмешки над старым человеком; юноша терпеливо выслушивает наставления старца и не позволит себе критиковать их в обществе; конечно, от его доброй воли зависит принять или не принять эти наставления, но смеяться над ними он считает за грех».

    Баранов восхищался культурой поведения и речи балкарцев, кабардинцев, осетин и других народов Северного Кавказа. Так, ему приходилось видеть, как из двух встречающихся на горной тропе, первым здоровался идущий под гору, едущий на коне с пешим и т. д. Баранов представлял себе, что всему этому и тому, что и когда можно говорить, приучали с детства. И это естественно. Даже сегодня гунделеновцы, например, считают большим промахом в воспитании неумение общаться с людьми, плохо знать свой язык и обычаи.

    Восторженно отзывался автор о гостеприимстве и товариществе жителей балкарских ущелий. «Своего гостя горец встречает приветливо, угощает его «чем бог послал», услуживает ему, но без тени раболепия, хотя и был бы он знатным гостем, но с полным сознанием, что он поступает согласно требованиям обычая. Своего гостя он не позволит оскорбить, будь то туземец или не туземец – безразлично, особа гостя – неприкосновенна. Случается часто и так, что между хозяином и гостем устанавливаются дружеские отношения, смотря, конечно, по тому, понравятся ли друг другу хозяин и гость. Чувство дружбы, товарищества у горцев очень прочно; хороший, верный товарищ тот же брат родной...

    У товарищей считается святой обязанностью выручать из беды, защищать друг друга, хотя бы для этого потребовалось пожертвовать собственной жизнью. Выдать товарища, разгласить его тайну считается величайшим позором, и к неверному товарищу горцы относятся с презрением. Очень редко случается, чтобы товарищи изменяли друг другу».


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019