Описывая приусадебную землю, Е. З. Баранов указывает, что она являлась древним видом собственности «каждого домохозяина» и что эта земля была невелика по размерам и ее не хватало для устройства выделяющихся новых дочерних семей.
Название «Очерки из жизни горских татар Кабарды» свидетельствует о том, что Евгения Захаровича интересовал разнообразный круг вопросов, касавшихся жизни балкарцев. Углубленное знание быта местного населения позволило автору дать емкую характеристику хозяйственного уклада и материальной культуры балкарцев, поселений и жилищ, одежды и пищи, семейно-брачных отношений и религиозных верований. Особо хотелось бы отметить великолепное качество Е. З. Баранова как ученого – это умение представить материал как бы на фоне патриархально-феодальных и развивающихся капиталистических отношений Балкарии конца XIX века, живо нарисовать социальную жизнь балкарского народа в этот период его истории.
Его работы являются важным источником при изучении сельской общины. Очерки Е. З. Баранова как бы доказывают, что сельско-общинные отношения – это явления трансформации, а не пережиточных процессов. Люди, объединявшиеся в сельские общества, были в них заинтересованы, иначе они просто-напросто отмерли бы. Это подтверждается исследованиями советского ученого Ю. В. Качановского. Он пишет: «При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что они обеспечивали политические и экономические интересы людей, что в их сохранении и укреплении были заинтересованы данный класс или прослойка класса». Именно поэтому община «очень долго сохраняла роль почти универсальной формы общественной организации».
Евгений Захарович вводит в этнографическую науку новый, еще не известный до него материал, конкретизируя и уточняя представления о жизни и быте горцев. Но у Баранова, как у человека, не специализировавшегося в области этнографии, естественно, были и определенные ошибки, выражавшиеся, в частности, в том, что он считал идентичными понятия общество и аул, между тем как сельская община в Балкарии включала все населенные пункты какого-то ущелья.
В своих работах Баранов показывает скученность балкарских сел и поселков, рассказывает о методах и технике строительства жилищ и хозяйственных построек, уделяет внимание описанию структуры сел, их улиц и переулков, интерьера жилищ, общественных зданий.
Евгений Захарович с симпатией относился к горцам, отмечал их «замечательное здоровье, крепкое телосложение». «Горский старик в 60 лет, – пишет он, – еще не кажется стариком, он бодр, силен и крепко держится на ногах; сделать в короткий промежуток времени длинный, трудный переход по горным тропам и дорогам, очень неудобным и далеко не безопасным, для него ничего не значит – после перехода он не будет жаловаться на боль в теле и усталость. Старость не особенно сгорбливает его стан, и он часто обходится без палки, обычного «спутника» дряхлых людей. Примеры долговечности горцев нередки – в любом горском обществе и теперь можно встретить столетних стариков». Эту же особенность выделил биолог И. Акинфнев, посетив Баксанское ущелье в 1886 году: «Как серна или дикая коза, горец совершенно свободно поднимается по крутизнам, иногда с тяжелою ношею».
Действительно, выносливость для балкарца так же закономерна, как и долгожительство. Во время своих этнографических поездок в большинстве сел нам приходилось беседовать с 15 – 20, а то и более информаторами старше 90 – 100 лет. Это были вполне крепкие, трудоспособные и жизнерадостные люди. Когда мы приезжали беседовать по тем или иным вопросам традиционной этнографии к М. Ш. Бабаеву (1864 г. р.) в Белую Речку, то всегда заставали его за каким-нибудь занятием по хозяйству. Приехав в августе 1970 года в Верхнюю Жемталу к М. X. Гузиеву (1860 г. р.), мы нашли его работающим в саду. Бывая часто у А. Н. Жанатаева (1864 г. р.) в Гунделене, мы ни разу не видели его больным или сидящим без дела. Нам приходилось наблюдать за виртуозным, мастерским вязанием Т. К. Акаевой (1886 г. р.) и А. Г. Гажаевой (1878 г. р.) из Хасаньи, Т. Н. Атмурзаевой (1874 г. р.), А. Н. Шекеровой (1870 г. р.) и А. Э. Боллуевой (1870 г. р.) из Гунделена, М. К. Гелястановой (1880 г. р.) из Яникоя, Ф. О. Токумаевой (1879 г. р.) из Ташлы-Тала. Они и многие другие, информацию которых мы еще не приводили в своих публикациях, о которых пока не упоминали, были нашими рассказчиками.