Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Горная болезнь. История изучения
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • Климат и погода горных районов
  • Сон в новогоднюю ночь
  • Пастухов Андрей Васильевич, великий топограф
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • «    Декабрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Описывая приусадебную землю, Е. З. Баранов указывает, что она являлась древним видом собственности «каждого домохозяина» и что эта земля была невелика по размерам и ее не хватало для устройства выделяющихся новых дочерних семей.

    Название «Очерки из жизни горских татар Кабарды» свидетельствует о том, что Евгения Захаровича интересовал разнообразный круг вопросов, касавшихся жизни балкарцев. Углубленное знание быта местного населения позволило автору дать емкую характеристику хозяйственного уклада и материальной культуры балкарцев, поселений и жилищ, одежды и пищи, семейно-брачных отношений и религиозных верований. Особо хотелось бы отметить великолепное качество Е. З. Баранова как ученого – это умение представить материал как бы на фоне патриархально-феодальных и развивающихся капиталистических отношений Балкарии конца XIX века, живо нарисовать социальную жизнь балкарского народа в этот период его истории.

    Его работы являются важным источником при изучении сельской общины. Очерки Е. З. Баранова как бы доказывают, что сельско-общинные отношения – это явления трансформации, а не пережиточных процессов. Люди, объединявшиеся в сельские общества, были в них заинтересованы, иначе они просто-напросто отмерли бы. Это подтверждается исследованиями советского ученого Ю. В. Качановского. Он пишет: «При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что они обеспечивали политические и экономические интересы людей, что в их сохранении и укреплении были заинтересованы данный класс или прослойка класса». Именно поэтому община «очень долго сохраняла роль почти универсальной формы общественной организации».

    Евгений Захарович вводит в этнографическую науку новый, еще не известный до него материал, конкретизируя и уточняя представления о жизни и быте горцев. Но у Баранова, как у человека, не специализировавшегося в области этнографии, естественно, были и определенные ошибки, выражавшиеся, в частности, в том, что он считал идентичными понятия общество и аул, между тем как сельская община в Балкарии включала все населенные пункты какого-то ущелья.

    В своих работах Баранов показывает скученность балкарских сел и поселков, рассказывает о методах и технике строительства жилищ и хозяйственных построек, уделяет внимание описанию структуры сел, их улиц и переулков, интерьера жилищ, общественных зданий.

    Евгений Захарович с симпатией относился к горцам, отмечал их «замечательное здоровье, крепкое телосложение». «Горский старик в 60 лет, – пишет он, – еще не кажется стариком, он бодр, силен и крепко держится на ногах; сделать в короткий промежуток времени длинный, трудный переход по горным тропам и дорогам, очень неудобным и далеко не безопасным, для него ничего не значит – после перехода он не будет жаловаться на боль в теле и усталость. Старость не особенно сгорбливает его стан, и он часто обходится без палки, обычного «спутника» дряхлых людей. Примеры долговечности горцев нередки – в любом горском обществе и теперь можно встретить столетних стариков». Эту же особенность выделил биолог И. Акинфнев, посетив Баксанское ущелье в 1886 году: «Как серна или дикая коза, горец совершенно свободно поднимается по крутизнам, иногда с тяжелою ношею».

    Действительно, выносливость для балкарца так же закономерна, как и долгожительство. Во время своих этнографических поездок в большинстве сел нам приходилось беседовать с 15 – 20, а то и более информаторами старше 90 – 100 лет. Это были вполне крепкие, трудоспособные и жизнерадостные люди. Когда мы приезжали беседовать по тем или иным вопросам традиционной этнографии к М. Ш. Бабаеву (1864 г. р.) в Белую Речку, то всегда заставали его за каким-нибудь занятием по хозяйству. Приехав в августе 1970 года в Верхнюю Жемталу к М. X. Гузиеву (1860 г. р.), мы нашли его работающим в саду. Бывая часто у А. Н. Жанатаева (1864 г. р.) в Гунделене, мы ни разу не видели его больным или сидящим без дела. Нам приходилось наблюдать за виртуозным, мастерским вязанием Т. К. Акаевой (1886 г. р.) и А. Г. Гажаевой (1878 г. р.) из Хасаньи, Т. Н. Атмурзаевой (1874 г. р.), А. Н. Шекеровой (1870 г. р.) и А. Э. Боллуевой (1870 г. р.) из Гунделена, М. К. Гелястановой (1880 г. р.) из Яникоя, Ф. О. Токумаевой (1879 г. р.) из Ташлы-Тала. Они и многие другие, информацию которых мы еще не приводили в своих публикациях, о которых пока не упоминали, были нашими рассказчиками.


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019