Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Создание дипломатического аппарата Патриотическое / Чичерин - дипломат ленинской школы

    Больших трудов и энергии стоило создание в Наркоминделе аппарата, способного успешно справляться с ответственной задачей, которую возложили на него партия и Советское правительство.

    Чичерин в Наркоминделе

    Владимир Ильич Ленин, всегда уделявший огромное внимание вопросам внешней политики и осуществлявший личный контроль за деятельностью Наркоминдела, особое значение придавал подбору кадров. По его предложению на различные дипломатические посты были направлены видные деятели партии — Л. Б. Красин, В. В. Боровский, В. Р. Менжинский, М. М. Литвинов, Л. М. Карахан, Я. А. Берзин, Я. С. Ганецкий, Л. К. Мартенс, Д. 3. Мануильский и др.

    Впоследствии В. И. Ленин писал о советском дипломатическом аппарате: «...этот аппарат исключительный в составе нашего государственного аппарата. В него мы не допускали ни одного человека сколько-нибудь влиятельного из старого царского аппарата. В нем весь аппарат сколько-нибудь авторитетный составился из коммунистов. Поэтому этот аппарат уже завоевал себе (можно сказать это смело) название проверенного коммунистического аппарата...»

    К людям, рекомендованным для работы в НКИД, предъявлялись специфические требования. От кандидата на дипломатическую службу требовалось, чтобы он обладал высокой культурой, большими разносторонними знаниями в области внешней политики и международных отношений. Видный советский дипломат С. И. Аралов в своих воспоминаниях рассказывает о беседе с Г. В. Чичериным перед своим отъездом в Турцию (1921 г.) полпредом. Георгий Васильевич поделился с ним мыслями о том, каким должен быть дипломат, и дал ряд ценных советов.

    «Дипломату надо быть культурным,— говорил Чичерин.— Культура заключается не в том, чтобы за обедом не резать ножом рыбу, как некоторые думают... Внешние навыки быстро усваиваются. Подлинная культура заключается в богатстве приобретенных и освоенных знаний, в овладении культурным наследством прошлого, в умении им разумно и критически пользоваться, в правильном понимании обстановки...»

    Нам «необходимо быть подготовленными по вопросам европейской политики XIX века, изучить причины возникновения империалистической войны. В этом отношении сильно помогут работы В. И. Ленина. Детально проштудируйте Версальский, Севрский и другие договоры, Мудросское перемирие с Турцией. Надо знать основное о таких дипломатах XIX века, как Талейран, Меттерних, Бисмарк. Изучите деятельность русских дипломатов. В отношении Турции — вы обязаны знать ее историю, договоры с ней царской России. Ознакомьтесь с политикой Англии, Соединенных Штатов Америки, Германии, Франции и других капиталистических стран в отношении Турции. Будьте в курсе связанных с Турцией экономических вопросов. Это — основа основ».

    Нехватка кадров в первые годы деятельности НКИД объяснялась не только тем, что к их подбору предъявлялись высокие требования. В коммунистах, которыми преимущественно укомплектовывался аппарат, остро нуждался фронт. Особенно много сотрудников НКИД было мобилизовано на борьбу против Колчака и Деникина. Другие уходили на фронт добровольцами. Коммунисты были нужны и для борьбы с хозяйственной разрухой.

    И все же Центральный Комитет партии и лично В. И. Ленин, к которому Георгий Васильевич постоянно обращался за помощью, командировали на дипломатическую службу лучших работников. Кандидатуры на ответственный пост в Наркоминделе или в представительство за границей Чичерин обсуждал с В. И. Лениным и ЦК партии. При этом самым тщательным образом взвешивались и учитывались деловые и личные качества работников. Вот только один из многих примеров. 19 октября 1920 г. В. И. Ленин написал Чичерину: «...Ротштейна лучше бы оставить в Москве (едва ли он дипломат, и нужен он здесь чрезвычайно), а в Стокгольм Керженцева (постаравшись больную жену его отправить туда же: там ведь лучше лечить будут). Постараться взять Керженцева в Стокгольм. Если уж никак нельзя его, тогда поискать другого»

    Несколько дней спустя Владимир Ильич снова пишет Чичерину: «Политбюро пересмотрело вопрос о Ротштейне и решило согласиться с ним. Значит, можете взять».

    В. И. Ленин входил в детали работы НКИД, и многие вопросы, касавшиеся организации деятельности и структуры наркомата, решались при непосредственном его участии.

    30 июня 1918 г. В. И. Ленин совещался в НКИД с Г. В. Чичериным и В. В. Воровским. Они рассматривали вопросы внутреннего устройства Наркоминдела. Были приняты решения, касавшиеся деятельности дипломатических представительств Советского государства за рубежом.

    Г. В. Чичерин подробно информировал В. И. Ленина о работе Наркомата и загранучреждений. 5 апреля 1919 г. он сообщал о работе Коллегии, которая была создана по предложению Ленина еще в 1918 г.: «Тесная Коллегия НКИД, состоящая из немногих лиц, фактически исполняющих работу Комиссариата, есть деловой орган его текущей работы. Долгое время она собиралась ежедневно, теперь она собирается три раза в неделю, но всегда может быть легко созвана экстренно. Она ведет коллективную работу Комиссариата. Непременным условием ее удачного функционирования есть ее тесный деловой контакт... Опыт показал полезность этого типа коллегии».

    В. И. Ленин и в дальнейшем уделял внимание организационным вопросам советской дипломатической службы, что помогало Наркоминделу совершенствовать работу своего аппарата.

    Чичерин заботился о сохранении кадров НКИД, хлопотал о материальном обеспечении сотрудников, что в ту пору было жизненно важным делом.

    В голодный 1921 г. положение с продовольствием было настолько тяжелым, что сотрудникам НКИД отказали в пайках. Многие из них вынуждены были уйти с работы. Чичерин обратился за помощью к Ленину, который 6 августа 1921 г. написал Молотову: «Тов. Чичерин продолжает писать крайне тревожные бумаги о том, что сотрудники НКИД разбегаются из-за лишения их пайков. Думаю, что надо принять экстренные меры и, хотя бы в виде изъятия, временно оставить им прежние пайки»

    В августе — сентябре 1921 г. вопрос о пайках несколько раз обсуждался на заседаниях Оргбюро и Секретариата ЦК РКП(б). 13 августа Секретариат предложил Наркомпроду выдать НКИД с 1 по 15 августа 100 пайков для ответственных работников и 200 усиленных. 12 сентября Оргбюро утвердило для НКИД 650 пайков.

    В связи с расширением в 1920—1921 гг. договорных отношений с рядом государств Запада и Востока в Москве стали появляться одно за другим иностранные представительства. Начинает развиваться и сеть заграничных представительств Советского государства. Значительно возросло количество сотрудников Наркоминдел а.

    В наше время, когда ряд высших учебных заведений страны готовит разносторонне образованных специалистов, из числа которых пополняются дипломатические кадры, не легко представить трудности, испытывавшиеся тогда партией в этой области, ибо дипломатическая работа всегда требовала ряда определенных качеств. Конечно, не все могли найти тот специфический угол зрения, тот особенный ракурс борьбы, которую приходится вести социалистическим дипломатам на своем участке общего фронта. Порой имело место смешивание фронтов, сведение внешней политики к «левой» фразе, попытки упрощенного решения сложных международных задач, вульгарное перенесение общих социологических истин марксизма на область межгосударственных отношений. И с этим надо было бороться, вырабатывая стиль ленинской дипломатической школы.

    Поэтому и в те сложные дни партия и лично В. И. Ленин не снижали требований к советским дипломатическим представителям. Очень резко высказался Ленин в отношении Радека, когда тот рассказал в интервью с корреспондентом одной из французских газет о переговорах с правительством Франции и допустил при этом пропагандистские и несвоевременные выпады против Англии. В. И. Ленин писал членам Политбюро ЦК РКП(б): «Я думаю, что Чичерин вполне прав, что Радек доказал этим случаем еще раз, что... он совершенно не годится в дипломаты». Знаменательно, что все члены Политбюро согласились с этим мнением.

    Руководствуясь ленинскими принципами внешней политики, Чичерин немало сделал для научной разработки задач и методов советской дипломатии — дипломатии нового типа.


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Год признаний
  • Лозаннская конференция
  • Рапалльский договор
  • Генуя
  • Политика мира и дружбы со странами Востока
  • Годы иностранной интервенции и гражданской войны
  • Брестский мир
  • Первые месяцы в Наркоминделе
  • Возвращение на родину
  • Вступительная статья


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019