С антисоветских позиций продолжали выступать в этот период анархисты. Потерпев неудачи в России в первые годы Советской власти, часть из них эмигрировала за границу и включилась в общую анти-большевистскую кампанию. Наша партия не признавала анархизм серьезной силой и довольно снисходительно относилась к его патриарху Бакунину. В странах, где анархисты действовали активно, они подвергались критике со стороны местных коммунистических организаций. Так, журнал Компартии Америки доказывал несостоятельность теоретических и политических позиций американских и канадских анархистов, разоблачал их клевету на диктатуру пролетариата в Советской России, на большевиков и их борьбу против внутренних и внешних врагов, за порядок и дисциплину в обществе. Выступая с лозунгами против принудительного труда и насилия над личностью, анархисты фактически защищали интересы тунеядцев и дезорганизаторов, вели агитацию против поддержки (путем въезда рабочих в Россию) усилий Советской власти по организации производства и труда на социалистических основах. Коммунисты призывали в своей печати к бдительности и разоблачению агитации анархистов за массовый выезд в Советскую Россию с целью создания оппозиции большевикам и свержения их власти.
В специальной статье ««Разоблачения» Эммы Гольдман» журнал «Новый мир» подверг критике эту анархистку, напечатавшую на страницах буржуазной реакционной газеты «Войрлд» десять пространных статей о «тирании» русских большевиков и «ужасах» варварского обращения их со своими политическими противниками. Все это описывалось Гольдман с подробностями и, конечно, с оправданием антисоветских выступлений анархистов. Утопичными были призывы анархистов к созданию безвластного общества, враждебными Советской власти были их действия в союзе с белогвардейцами по мобилизации шкурников, дармоедов, полубандитов и других люмпен-пролетариев в первые годы после Октябрьской революции. «Нужно жить в братстве и любви, нужно с христианской кротостью реагировать на все контрреволюционные выступления (особенно если это делается иноками анархизма), на всякое гнусное намерение вырвать у восставших рабочих и крестьян их завоевания,— высмеивал иллюзорность политики и пропаганды анархистов журнал «Новый мир»,— нужно отвечать не силой своей пролетарской диктатуры, а чуть ли не «товарищеской дискуссией»— такова поучительная мораль, которая невольно напрашивается при знакомстве с теми «разоблачениями», которые госпожа Гольдман делает». Не случайно ее «разоблачения» получили поддержку буржуазной печати, а коммунисты с иронией рекомендовали правительству США вернуть ее (высланную за «злостную крамолу») обратно в США как союзницу по антикоммунизму.
В. И. Ленин содействовал организации группового туризма иностранных трудящихся, что способствовало распространению правды о Стране Советов, укреплению международной солидарности. В мае 1920 г. в Москву приехала большая делегация английского пролетариата, которую принимал В. И. Ленин. Через делегатов он обратился с письмом к английским рабочим. В нем вновь разоблачались тайные договоры и тайная антинародная дипломатия империалистов, критиковались «вожди», находившиеся в «идейном рабстве у буржуазии» (особенно по вопросам демократии, мирных методов борьбы и «защиты отечества»). На вопросы о «красном терроре», политических свободах, преследовании меньшевиков В. И. Ленин отвечал: настоящие виновники террора — империалисты, «красный террор»— защитная мера, а против кого и во имя чего осуществляется террор, пусть ответят «вожди».
Борьба нашей партии во главе с В. И. Лениным против фальсификаторов и клеветников — замечательная страница истории идеологического противоборства и созидания реального социализма. «Гениальный продолжатель дела Маркса и Энгельса Владимир Ильич Ленин в новых исторических условиях всесторонне развил их учение, дал ответы на коренные вопросы современности, вооружил рабочее движение теорией социалистической революции и социалистического строительства, научной системой взглядов на проблемы войны и мира». Ленинизм как революционный марксизм новой эпохи сражался против теорий и пропагандистских сил, химер старого мира, против ревизионизма, фальсификаторов процессов и событий в нашей стране. В борьбе с ними ленинские идеи оказывали глубокое идейно-политическое воздействие на мировоззрение прогрессивной зарубежной общественности. Объективно оценивая перспективы мирового прогресса под воздействием Великого Октября и первых успехов Страны Советов, Ф. Нансен писал в 1923 г.: «Мне кажется вероятным, что Россия когда-нибудь и в недалеком будущем не только спасет Европу в материальном отношении, но и сугубо необходимое духовное обновление также придет оттуда».
Руководствуясь политическими и методологическими ориентирами, содержащимися в ленинских произведениях, документах партии и Советского государства, партийные идеологические кадры на протяжении 20—30-х гг. углубляли свои знания закономерностей революционной борьбы и процессов социалистического созидания, накапливали ценный опыт борьбы против фальсификаторов-антикоммунистов и организации контрпропаганды. Ленинские методологические указания о правильном отношении к социалистическому строительству имели большое значение и для выработки реалистической, научно обоснованной политики, и для борьбы с оппортунистами, фальсификаторами и ревизионистами, которые пытались использовать в своих целях противоречия и трудности социалистического строительства первых лет после Октября.
Ленинское учение применительно к реальной действительности в Советской России опрокидывало традиционные догмы о путях, методах и этапах перехода общества от капитализма к социализму. Партия учила свои кадры принципиальности и объективному анализу конкретных условий развития нашей страны, где происходили бурные процессы разрушения старого, буржуазно-помещичьего уклада и созидания новой жизни.