Стремясь скомпрометировать большевиков, буржуазная пресса не уставала фабриковать и распространять всяческие выдумки, небылицы о государственной деятельности и личной жизни В. И. Ленина. Американский бизнесмен Вандерлип, например, при посещении В. И. Ленина в 1920 г. говорил:
«Я должен буду в Америке сказать... что у господина Ленина рогов нет» (в Америке ходила легенда о том, будто у Ленина должны быть рога, так как он «помечен дьяволом»). Рассказывал об этом сам В. И. Ленин, и этот эпизод немало позабавил и его, и слушавших его коммунистов.
«Всякий, кому приходилось соприкасаться с Лениным, знает, что в нем не было ни одной капли себялюбия,— вспоминал Альберт Рис Вильямс.— Но, конечно, буржуазная пресса писала о Ленине как раз противоположное... Но постепенно действительный Ленин вынырнул из-за всей этой лжи».
Преклонялся перед личностью В. И. Ленина всемирно известный английский писатель Бернард Шоу. В книге «Назад к Мафусаилу» (Shaw G. В. Back to Methuselan. L., 1921), подаренной Ленину, он надписал: «Ленину, который один среди государственных деятелей Европы обладает дарованиями, характером и знаниями, необходимыми человеку на столь ответственном посту». «Я чту в Ленине человека, который с полным самопожертвованием отдал все свои силы делу осуществления социальной справедливости,— писал выдающийся ученый Альберт Эйнштейн.— Я не считаю его метод целесообразным. Но одно бесспорно: подобные ему люди являются хранителями и обновителями совести человечества». А. Эйнштейн был одним из первых активных членов «Общества друзей новой России» (1923 г.). В манифесте-призыве к интеллигенции, опубликованном в России в 1922 г., Анри Барбюс доказывал обреченность старого мира и закономерность социальной революции, защищал «международный коммунизм», диктатуру пролетариата и право на насилие против эксплуататоров-паразитов, их привилегий и традиций, дурных инстинктов и преступности. Он пропагандировал и идеи коллективизма и социальной справедливости, добра и благоразумия, присущие коммунизму. «Интеллигенты,— писал А. Барбюс,— должны рассеять все те софизмы, которыми окружают и опутывают подлинный коммунизм, специально и грубо искажаемый для бедной легковерной массы... Все критические возражения против коммунизма основаны на лжи... Ленин — человек, заслуживающий величайшего уважения нашей эпохи». Подлецами и глупцами, снобами и слугами старых предрассудков называл он тех интеллигентов, которые умаляли, искажали великие идеи и занимались «сокрытием истины».
Немаловажную роль в борьбе правды и лжи вокруг Советской России на мировой арене играла активная позиция прогрессивных буржуазных государственных деятелей, таких, например, как французский радикал-социалист Э. Эррио. В 1922 г. он посетил Москву, Петроград, Нижний Новгород, а вернувшись на родину, написал и издал правдивую книгу «Новая Россия».
К сожалению, большинство государственных деятелей и дипломатов в те годы проявляли враждебное отношение к Стране Советов, поддерживали антисоветские кампании или участвовали в них. Однако постепенно, с разоблачением дезинформации и клеветы буржуазной пропаганды, правда о Советском государстве и большевистской партии одерживала верх над лжецами и фальсификаторами.
Конституция РСФСР (1918 г.), Программа РКП(б), документы и материалы X — XII съездов, XI — XII конференций РКП(б), I — IV конгрессов Коминтерна служили политическими и методологическими ориентирами советской и прогрессивной зарубежной пропаганды и контрпропаганды, являлись надежными источниками распространения идей и лозунгов коммунистов, объективной информации о событиях в Стране Советов, политике большевистской партии. Партийные документы содержали, с одной стороны, призывы к мобилизации и международной солидарности, а с другой — неотразимую правду жизни и материал, разоблачавший фальсификаторов, ревизионистов и клеветников всех мастей. Активно используемые внутри страны и за рубежом, эти документы превращались в мощную материальную и духовную силу, противостоящую антисоветизму и антикоммунизму.
Интересам распространения достоверных сведений об СССР, опровержения всевозможных слухов и клеветнических вымыслов о Советской власти и большевистской партии, их роли в революционных преобразованиях служили работы советских авторов.
Определенную роль в распространении реальных представлений о положении Страны Советов во враждебном мире капитала, об антисоветизме правящих кругов главных империалистических держав сыграла серия научно-популярных брошюр «РСФСР в империалистическом окружении», опубликованная по инициативе Комиссии по истории Октябрьской революции и РКП (б).
Постепенно восстанавливалась правда о свободе советской печати и гуманной роли цензуры в СССР. «Русская цензура пропускает очень много сведений...— писал один из американских журналистов, побывавший в 1923 г. в СССР.— Всякий раз цензор пропускает любое фактическое описание вещей, которое наблюдал американец; каждый раз он пропускает статьи и речи, изобилующие отчаянной самокритикой, которую печатают советские газеты и которой занимаются советские руководители. Большинство сенсационных сообщений, фабрикуемых любителями «уток» в Риге, заимствуется непосредственно из советских газет, причем их обрабатывают и им придают привлекательно-фантастическую форму. Такие сообщения особенно успешно продаются в Англии... Американцы, которых однажды немного напугала пропаганда, не верят больше даже своим глазам. Они продолжают думать, что существует «русский ответ» и что им чего-то «не рассказали». У них развилось то, что можно назвать комплексом невежества. Однако основные факты о русском государстве ясны и хорошо известны».
Вместе с советской пропагандой подобные выступления в иностранной печати разоблачали де-зинформацию и ложь о положении печати и свободы слова в СССР, показывали истинных создателей мифов о «красном занавесе» и контрреволюционных идеологических диверсиях против СССР из-за рубежа.
Советским информационным органам печати, радио, культурным и научным обществам пришлось многие годы бороться с антисоветизмом, ложью и предвзятостью, чтобы прорвать информационную блокаду, завоевать доверие и право на «нормальное» сотрудничество на международной арене.
В. И. Ленин показал образец подлинной научности, классового подхода к коренным проблемам революции, государства и демократии, умения применять марксистский метод анализа происходящих процессов и явлений в общественной жизни. Его работы — работы теоретика и революционера-практика, социолога, историка, критика и аналитика — отличались глубиной обобщения революционной практики российского пролетариата, страстностью при защите Советской власти и политики большевистской партии.
В. И. Ленин выступал непримиримым борцом против враждебных научному социализму течений, прикрывавшихся флагом марксизма. Меньшевики и эсеры одними из первых выступили с клеветническими обвинениями большевиков в терроризме, которыми впоследствии активно воспользовались каутскианцы. Вскоре после революции В. И. Ленин написал статью «Плеханов и террор», в которой разоблачил лицемерие и клевету меньшевиков. Он напомнил, что на II съезде РСДРП Плеханов объективно осветил положение вещей (польза революции и рабочего класса — высший закон), а когда после прихода к власти рабочего класса стала объективно необходимой защита революции от саботажников, мятежей и контрреволюции, меньшевики и эсеры обвинили большевиков в терроре. «...Керенские, Авксентьевы и Либерданы вкупе и влюбе с Корниловыми и Савинковыми практиковали террор против рабочих, солдат и крестьян в интересах кучки помещиков и банкиров, а Советская власть применяет решительные меры против помещиков, мародеров и их прислужников — в интересах рабочих, солдат и крестьян».
В. И. Ленин не упускал ни одной возможности для того, чтобы дать бой буржуазной или социал-реформистской пропаганде по принципиальным вопросам внутренней и внешней политики большевистской партии и Советского государства, давая оценки опыта российского и международного революционного движения, зорко наблюдая за малейшими изменениями подрывной или фальсификаторской тактики идейных защитников капитализма. Так, в октябре
1918 г. В. И. Ленин просил полпреда РСФСР в Берлине А. А. Иоффе прислать статью Л. Мартова о диктатуре пролетариата, опубликованную в журнале «Sozialistische Auslandspolitik», а также вырезки из газет по вопросам раскола с социал-шовинистами и каутскианцами. При этом Ленин замечал: «Мы бы должны играть роль бюро для идейной работы интернационального характера, а мы ничего не делаем!! Издавать надо во 100 раз больше».