Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Разоблачение антисоветских мифов. Часть 5 Патриотическое / Правда и ложь о стране советов

    В условиях, когда на Западе преобладала анти-советская, фальсификаторская литература о новой жизни и порядках в нашей стране, когда практически отсутствовала объективная информация об этом по официальным каналам, особую силу имели выступления руководителей коммунистических партий перед трудящимися капиталистических стран. Правдивыми, показывающими успехи и сложности строительства новой жизни в СССР, содержащими убедительные опровержения домыслов местных фальсификаторов и сопоставления образа и условий жизни Советского Союза и капиталистических стран были их выступления в печати, на собраниях и митингах.

    Вопреки антисоветской пропаганде у всех честных граждан капиталистических стран не убавлялась жажда знаний правды об СССР и о жизни советских людей. Активными союзниками в борьбе против фальсификаторов истории и практики социалистического строительства в Советском Союзе выступали рабочие — члены красных профсоюзов и «обществ друзей СССР». Движение в защиту нашей страны, развернувшееся во многих капиталистических странах благодаря активной идеологической работе компартий, красных профсоюзов и Коминтерна, было направлено против фальсификаторов и клеветников. Это была одна из ярких страниц истории борьбы идеологий двух миров.

    В ходе антисоветских кампаний сталкивались противоположные силы. Например, в мае 1932 г. белогвардеец Гургулов с целью спровоцировать войну против СССР убил президента Франции Поля Думера. Реакционная печать, воспользовавшись этим, нагнетала антисоветскую истерию вплоть до призывов к новой интервенции против СССР. Коммунистическая партия Франции провела блестящую операцию по разоблачению антисоветской провокации. Две недели французские рабочие распространяли газету «Юманите» с материалом «в защиту СССР», тираж которой в эти дни увеличился до миллиона экземпляров.

    Несмотря на некоторые издержки и неточности в оценках и выводах, в целом объективно описывали трудовую, социально-политическую, нравственную и бытовую сферы жизни советских людей иностранные туристы, журналисты, писатели. Коллективный труд и соревнование, субботники и ударничество, отсутствие эксплуатации и жажды наживы, принципы материального и морального стимулирования, разнообразные формы шефства (над госаппаратом, Красной Армией, деревней), новые взаимоотношения города и деревни, культ науки, забота об отдыхе трудящихся и о молодом поколении, постановка народного образования и здравоохранения, отсутствие проституции и порнографии, атеизм и многое другое, что характеризовало советский образ жизни, полу-чили освещение в созданной ими литературе. «Мы думаем, что ни один серьезный человек, каких бы он ни придерживался взглядов,— писал Эдуард Эррио в парижской «Энформасьон»,— не может удовлетвориться той фантастической информацией об огромном союзе государств, объединенных в Советский Союз, которой его снабжают известные круги. Можно было, например, прочесть статьи, в которых французской публике заявляли, что во время нашей поездки к моим друзьям и ко мне никому не разрешалось подходить; что мы находились под наблюдением бывшего палача; что мы не могли получать письма; что на заводах рабочих одевали в новую одежду; что дамам, которым должны меня представлять, были выданы специальные туалеты. Я уже не говорю о мнимом назначении меня полковником Красной Армии. Такое обилие глупостей просто возмущает. Нас все время спрашивали, что мы хотим видеть, и мы посещали даже военные и авиационные организации». Э. Эррио с возмущением опровергал клеветнические выдумки об СССР и упрекал прессу Франции в недостойном поведении: «Прежде чем судить, нужно уметь понимать и, если возможно,— видеть».

    Восторженно писали многие зарубежные авторы о раскрепощении женщины, охране материнства и воспитании детей в СССР. Буржуазное общество не принесло полной эмансипации и равноправия женщине, писала Фаннина Галле, «в Советской России же процесс эмансипации отличается от всего того, что имело раньше место в истории человечества... Коренная перестройка всех человеческих отношений предпринята в Советском Союзе в размерах, о которых раньше и не мечтали... Здесь впервые женский вопрос рассматривается как часть великой социальной проблемы и приближается к своему разрешению благодаря сознательной воле коллектива».

    В прогрессивной зарубежной литературе пред-принимались попытки раскрыть сущность и принципы советской демократии, определить действительную роль ВКП(б) в обществе, место и участие коммунистов в борьбе за социализм. Раскрывая проблему «единства действий и свободы мысли» в СССР, Сидней и Беатриса Вебб сравнивали роль ВКП(б) и Советского государства с ролью инженера, «взявшего на себя громадную и трудную конструктивную работу», для того чтобы «в ближайшее десятилетие произвести резкое изменение образа жизни русского народа». Они попытались выяснить вопрос о соотношении морали, законодательства и общественного мнения; проблемы морального кодекса и нового социального общежития. Интересные суждения о новых нравственных отношениях в обществе высказала Элла Винтер, которая встречалась с Е. М. Ярославским, знала документы ЦКК ВКП(б), необходимую литературу, содержание дискуссий о морали и быте молодежи.

    В 30-х гг. известен своими трудами об СССР был, например, Эдди Шервуд (США). В своей книге «Сов-ременная Россия. Чему мы можем научиться у нее?» он, несмотря на свою враждебность к коммунизму и неполную объективность, стремился сравнить две системы. СССР, писал он,— «крупнейшая страна в мире, проводящая величайший в истории эксперимент. Здесь заняты строительством нового мира... Впервые в истории целая часть человечества радикально преобразовалась в соответствии с новым идеалом, с целью создания новой среды, новой психологии, нового, социалистического строя, реконструированного в своих основах». Пожалуй, Шервуд был одним из первых в буржуазной социологической литературе, кто попытался определить моральный облик нового поколения советского народа. Он отмечал ненависть трудящихся к эксплуататорам на первых этапах революции, а в дальнейшем — боевой, классовый дух, сознание собственного достоинства и самоуважение, отсутствие стремления к наживе, творческий инстинкт (стимул), взаимопомощь и сотрудничество, гуманизм и высокие моральные цели, надежду и оптимизм, интернационализм и фанатическую веру в свое дело советских людей. «Я только что вернулся из своей десятой поездки в Россию,— писал Шервуд.— Когда моя работа приводит меня каждый год к посещению Европы, я мечусь между этими двумя противоположными системами — индивидуализма и коллективизма, капитализма и коммунизма. Россия почти так же не походит на остальной мир, как должна быть непохожа планета Марс. Несмотря на ее... отрицательные стороны и определенные недостатки — это наиболее поразительная, наиболее волнующая, наиболее возбужденная страна в мире».

    Сравнивая эту литературу, ее источниковую основу и отношение авторов к фактам и документам с фальсификаторской литературой, нетрудно убедиться в добросовестности авторов первой и научной несостоятельности второй. Борьба между этими направлениями зарубежной историографии и пропаганды продолжается и в наше время. ВКП(б) учитывала это в своей идеологической деятельности. Но к сожалению, многие труды прогрессивных авторов не стали достоянием советской общественности.

    На завоевание международного авторитета СССР оказывали влияние многие факторы: состояние экономики и идейно-политическое единство народа, принципиальная позиция Советского правительства по вопросам укрепления мира и содействия национально-освободительным движениям, героические подвиги и свершения советских людей. Так, мужественное поведение экспедиции челюскинцев (февраль — апрель 1934 г.) во главе с О. Ю. Шмидтом и меры правительства по их спасению вызвали восхищение всего цивилизованного человечества. Иначе отнеслись к этим событиям враги СССР. Буржуазная пресса попыталась использовать их в антисоветских целях: злобствовала фашистская «Фелькишер Беобахер», некролог на О. Ю. Шмидта опубликовала датская «Политикен». Мировая буржуазия злорадствовала и выражала уверенность в неизбежной гибели экспедиции. Однако героизм челюскинцев и спасавших их летчиков, всенародная поддержка и сопереживание предопределили иной исход героической эпопеи. «Одним ударом,— вспоминал И. М. Майский,— популярность СССР поднялась так высоко, особенно среди трудящихся во всех концах мира, как ее не подняли бы годы и годы упорной пропагандистской работы. Внешним проявлением этого был тот факт, что портрет О. Ю. Шмидта в течение многих месяцев не сходил со страниц буржуазных газет».

    Укреплению международного авторитета СССР содействовали непримиримая борьба против фашизма и поджигателей новой войны, инициативы в области разоружения, поддержка народов Эфиопии, Испании против агрессоров и т. д. Но такие явления, как нарушения законности и репрессии в 30-х гг., принесли большой вред международному престижу реального социализма. Потребовалось также немало времени и усилий для объяснения причин и последствий культа личности.

    У. Чемберлин, Дж. Коул, В. Дюранти, А. Гирш, Г. Макленбург, А. Уикстид и другие иностранные авторы — иногда с сомнениями и предубеждением против реального социализма и политики большевиков, но признавая успехи и перспективы Советского государства,— описывали свои впечатления об СССР в книгах и репортажах. «Разве только плохие новости интересны?..— писал А. Гирш.— Ребенок тоже спотыкается, учась ходить, но, научившись, он ходит ровно, спотыкается все реже и реже. Старик тоже спотыкается и падает все чаще и чаще и, может случиться, не сможет больше подняться. Между этими двумя «спотыканиями» чудовищная разница. Не делайте ошибки: Советская Россия — юношеская, мужественная, крепкая нация, сильно и неуклонно растущая».


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • В.И. Ленин и идеологическая борьба на мировой арене. Часть 3
  • Вступление
  • Исторические уроки и современная пропаганда. Часть 2
  • Разоблачение антисоветских мифов. Часть 2
  • Исторические уроки и современная пропаганда. Часть 1
  • Разоблачение антисоветских мифов. Часть 1
  • Победа социализма в СССР и углубление кризиса антисоветизма. Часть 2
  • Разоблачение антисоветских мифов. Часть 4
  • Разоблачение антисоветских мифов. Часть 3
  • Победа социализма в СССР и углубление кризиса антисоветизма. Часть 1


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015