Перебирая свои дневники, полевые тетради, альбомы, записные книжки, я часто обнаруживаю пометки и записи: «Саид», «Саид подчеркнул», «Опрашивал вместе с Саидом», «Рассказал Саид», «Вместе с Саидом» и т. д. 1968 – 1975 годы... Эти недолгие несколько лет мне выпало счастье знать и работать с этим обаятельнейшим и прекрасным человеком.
Как известно, С. О. Шахмурзаев много сил отдавал изучению истории своего народа и края, его обычаев и законов, устного народного творчества. Интересы его были разнообразны, эрудиция широкой.
Еще в 30-е годы, работая учителем, он вместе со своими учениками начал заниматься краеведением, составлял вопросники, планы экскурсий, описывал памятники Кабардино-Балкарии. Уже тогда его привлекали географические названия ущелий, гор, рек, различных местечек нашей республики. Шахмурзаев прошел пешком десятки километров, побывал во всех ущельях, осмотрел каждую из достопримечательностей. Появилась масса дневников и полевых тетрадей, которые затем вылились в «Балкарский топонимический словарь», выпущенный в соавторстве с Дж. Н. Коковым и являющийся настольной книгой для исследователей и всех интересующихся историей родного края.
В 1970 году С. Шахмурзаев выпустил важную в научном отношении поэтическую книгу «Календарь горца» («Таулуну календары»), посвященную народному календарю балкарцев. Она помогает исследователям в изучении истории хозяйства балкарцев до революции, тех занятий, которые были характерны для горского населения, взаимосвязей с другими народами, народных праздников, преданий, песен. Его работа дает превосходный материал по изучению скотоводства у горских народов Кавказа, что отметил в свое время карачаевский этнограф И. М. Шаманов. Показал он и роль земледелия у горцев, недооцененного дореволюционными авторами. Народный календарь, приведенный Шахмурзаевым, свидетельствует о последовательности сельскохозяйственных работ, обстоятельности горцев, глубоко профессиональном подходе их к земледелию и овцеводству.
Перелистывая страницы календаря С. Шахмурзаева, историк может выявить в нем материалы о крепостном праве в Балкарии и его отмене, проникновении в горы ислама, различных свирепых болезней, о японской войне, миграциях населения, истории отдельных сел и поселков.
Автору данной книги, как этнографу, часто приходилось работать с Саидом Османовичем, совместно писать статьи, ездить к местам памятников культуры, записывать его рассказы. Это был весьма компетентный, трудолюбивый и обстоятельный человек. Вспоминается, что нередко даже небольшие заметки приходилось по многу раз переделывать, поправлять и уточнять, пока дело доходило до печати. «История прошлого, – часто говорил он, – должна изучаться и передаваться молодым поколениям». Саида волновало, что в современных школах мало занимаются краеведением, что молодежь забывает прогрессивные обычаи и традиции народа.
С. Шахмурзаев великолепно знал и исполнял трудовые народные песни («Долай», «Эрирей», «Инай»), различные их вариации, мог рассказать об истории создания этих песен. Анализируя балкарские песни, он всегда замечал, что они проникнуты глубоким социальным содержанием. Саид Османович любил песни «Канамат», «Барак», «Песню про Атабия», «Гапалау», любил их за историчность, реальность, достоверность. Особенно ему нравилась «Гапалау», в которой народ, по его словам, «уже сознательно выступает против своих угнетателей». Его память хранила много песен любовного, сатирического, шуточного содержания («Каншаубий и Гошаях», «Зарият», «Гокка»). Народной мудростью и богатством считал он шуточные песни «Оззай», «Тепана», «Жёрме», «Шаурдатны къалагъы».
Мы с благодарностью уже отзывались в книге «Балкарский «тукъум» о С. О. Шахмурзаеве, любезно предоставившем нам материалы по Чегемскому ущелью, которые хранятся до сих пор в нашем личном архиве: это история заселения сел Булунгу, Орсундак, Иличири, Тызги, Гюдюргю, Жора, расшифровка топонимических названий местностей ущелья, а также гидронимов.
Саид Шахмурзаев знаком был с генеалогиями многих чегемцев. Особое внимание он уделял проблемам социального и идеологического единства родственников-балкарцев до революции.
В 1957 году он обошел все горные села и собрал балкарские тамги. Со ссылкой на Шахмурзаева известный советский этнограф Л. И. Лавров привел их в своей книге «Историко-этнографические очерки Кавказа» (Л., 1978).