Родословное древо корнями своими уходит в историю. Давно уже нет родоначальников фамилий, их сыновей, внуков, а память о них живет в их последующих поколениях, и в первую очередь в фамилиях, которые носят сегодняшние их потомки. Родословные и фамильные предания – это не просто хронологический перечень имен.
«Уезжая из дому, касайся надочажной цепи», «Если кто-либо в тийре заболел, все члены тукума до его выздоровления прекращают стирку», «Если правое ухо подергивает, значит жди вестей от дальних родственников, если левое – жди их приезда», «После захода солнца из дому ничего не выноси и никому ничего не отдавай, иначе семью и фамилию покинет благополучие», «Не задерживай уходящего, не прогоняй приходящего», «На случай посещения дома человеком со злыми глазами держи три небольших камня, которые с его уходом три о пол, как бы давя злые глаза», «Браки предопределены богом, а значит нет смысла искать себе пару», «На колени новобрачной сажают мальчика, чтобы родился продолжатель рода» «Чтобы ребенок не родился с какими-то недостатками, родные исполняют все капризы будущей матери», «Около роженицы кладут чеснок», «К роженице ни в коем случае не пускают людей с «дурным глазом», сплетников, жестоких, убийц, завистников, больных. Ее пытаются окружить людьми, пользующимися почетом и уважением в обществе, любимыми родственниками, умными, справедливыми, красивой наружности», «Роженицу не подпускали к очагу, чтобы случайно не пролила туда воду», «При трудных родах стреляют в дымовую трубу и бьют в медную посуду», «Пуповину первенца в семье после обрезания кладут в подол бездетной женщине с целью ее вылечивания от бесплодия», «Пуповину новорожденной девочки оставляют на время в центре «уллу юй», чтобы она была связана с культом предков семьи, была примерной хозяйкой и верной женой», «После купания новорожденного мальчика в котле оставляют немного воды, девочки же – котел переворачивают «вверх дном», «В течение 40 дней в тазик, где купают ребенка, кладут острые предметы», «Слабого ребенка не называют по имени», «Чтоб твой двор водой сполоснуло» и т. д.
В Яникое, Кенже, Вольном Ауле, Белой Речке нами были записаны сотни личных имен, относящихся к домусульманскому периоду Балкарии; в Советском, Кара-су, Герпегеже, Безенги, Бабугенте – множество историй и легенд, связанных с фамилиями Аккуловых, Алтуевых, Байкишиевых, Дадуевых, Жабеловых, Зарашаевых, Иттиевых, Кульчаевых, Созаевых, Хапаевых, Холаевых, Эфендиевых; в Верхнем и Нижнем Чегемах, Хуштосырте, Шалушке и Хасанье – данные об архитектуре и декоративном искусстве традиционного жилища – «уллу юй», структуре и численности семей, межэтнических браках; в Верхнем Баксане, Эльбрусе, Байдаевском, Былыме – о расселении в прошлом балкарцев (материал преданий и исторических песен. – А. М.), аталычестве и формах родства, традиционном суде и судебных расследованиях, религиозных верованиях и народном хозяйственном календаре.