 |
Жизнь водоемов. Измерение параметров воды. |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
Вероятно, вы замечали, что в прибрежной части озера жизнь более обильна и разнообразна, чем на глубоких местах.
Это объясняется тем, что через тонкий слой воды проходят солнечные лучи, и вода хорошо нагревается.
А теплая вода — благоприятная среда для развития растительного и животного мира. Кроме того, тонкий слой воды хорошо освещается, а на свету, как известно, растения выделяют кислород, поглощая углекислоту. Это тоже благоприятно для развития животных.
Начните свои наблюдения с измерения температуры воды.
К верхней части термометра привяжите размеченный на деления шнур. Нижний конец термометра не забудьте обернуть ватой или водорослями и обвяжите нитками. Привяжите к термометру груз. Так он лучше будет опускаться в воду.
Температуру воды измеряйте в одном и том же, самом глубоком месте. Опустите термометр на глубину 10 см и держите его в горизонтальном положении 5—6 минут. Вода тонкого слоя настолько прозрачна, что можно отсчитать деления, не вынимая термометр на поверхность. |
 |
 |
Жизнь водоемов. Водомерка, вертячка, гладыш. |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
Наблюдать за развитием жизни можно в любом водоеме: в речке, озере, пруду и даже в небольшой луже.
Удобнее всего для этого выбрать мелкое место, заросшее травянистой растительностью.
Вы присели на берегу небольшого озера и смотрите на воду. У берегов заросли камыша, тростника, рогоза. Дальше от берега дно покрывают другие растения. Из воды торчат пучком жесткие, колючие листья телореза. Местами на поверхности воды видны листья плавающего рдеста и водяной гречихи с розовыми цветами. Целиком погрузившись в воду, растет роголистник, элодея и другие растения.
На более глубоких местах на поверхности воды плавают большие, широкие листья кубышек и кувшинок.
Из уроков ботаники вы знаете о приспособляемости растений к водной среде. Постарайтесь определить водные растения по рисункам из книг, которые рекомендованы в главке «Подготовка снаряжения».
Присмотревшись к воде, вы увидите, что в ней кипит жизнь.
Обратите внимание на образ жизни обитателей водоема. Некоторые животные, прикрепившись к растениям, ведут неподвижный образ жизни, другие, наоборот, бойко шныряют между растениями. Есть и такие, которые всю свою жизнь проводят на поверхности воды. |
 |
 |
Жизнь водоемов. Другие обитатели водоёмов. |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
Если вы внимательно следили за жизнью в воде, то непременно заметили среди многочисленных мелких обитателей и довольно крупных представителей озера.
Вот из глубины, работая длинными ногами, поднимается на поверхность большой коричневый жук. По краям крыльев — желтая полоска. Вдруг он перевернулся головой вниз и повис, выставив из воды кончик брюшка — жук запасается воздухом.
Пока жук неподвижно висит, спешите его разглядеть. Это плавунец.
У жука гладкое тело, ни одного бугорка. Он живет в воде, и неровности будут создавать только лишнее сопротивление.
А форма тела? Плоская спина и выпуклое брюшко делают его похожим на широкую ладью.
Обратите внимание на задние ноги жука. Они приспособлены к жизни в воде: расширены наподобие весел и густо покрыты волосками.
Постарайтесь поймать сачком личинку плавунца. Посадите ее в банку с водой и пустите туда несколько мелких животных, выловленных из воды. Среди животных, плавающих между растениями, вы распознаете эту личинку по ее веретенообразной форме и большой сплюснутой голове. Если вам удастся поймать малька какой-либо рыбы, пустите и его в банку. |
 |
 |
Наблюдения с лодки |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
Познакомившись с жизнью прибрежной полосы, займитесь наблюдением более глубоких мест.
Для этого вам понадобится лодка. С нее тоже интересно вести наблюдения. Но если глядеть в воду, перегнувшись через борт, многое не увидишь. Гладкая и блестящая поверхность воды мешает разглядеть мелкие подробности. А когда на воде хоть и небольшая рябь, то и вовсе ничего не увидишь. Но у вас есть водяное зеркало. С его помощью можно увидеть то, что не увидишь простым глазом.
Далеко от берега не забирайтесь. Самая хорошая видимость в водяное зеркало не глубже 1—1,5 м. Если вода в озере чистая, можно пользоваться зеркалом и на большей глубине.
Сначала привяжите ящик к лодке. Теперь опускайте ящик за борт, вдавливайте его в воду и, перегнувшись, смотрите через него.
Соблюдайте осторожность, чтобы не перевернуть лодку.
Прежде всего вы, конечно, обратите внимание на рыб. Их ведь легче всего заметить в воде. Одни из них стайками носятся возле поверхности, другие, не торопясь, плавают у самого дна. Постарайтесь по внешнему виду определить их названия. |
 |
 |
Мир в капле воды |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
Многие водные организмы настолько малы, что они невидимы простым глазом или видимы очень плохо. Наблюдения за ними можно вести только под микроскопом.
В некоторых мелководных местах водоема вода имеет зеленоватый цвет. Почему? В этой воде обитает множество микроскопических организмов и растений.
Наберите во что-нибудь немного такой воды и разглядите ее в лупу. Вы заметите в воде маленькие зеленые шарики. Присмотритесь повнимательнее к этим шарикам, они все время движутся, вращаются.
У вас, конечно, создается впечатление, что эти шарики представляют собой отдельные организмы. Иначе бы они не передвигались.
Вооружившись микроскопом, вы различите отдельные частички, которые образуют стенки шарика. Эти частички окрашены в зеленый цвет и имеют по два жгутика, с помощью которых шарик передвигается. |
 |
|