 |
Искусственные препятствия на реках |
Немного теории / Водный туризм |
 |
 |
На реках, протекающих в населенной местности, встречаются искусственные, т.е. созданные людьми, препятствия.
Мосты.
Часто встречаются транспортные и пешеходные мосты и мостики. Мосты устанавливаются на опорах, стоящих в русле реки. Опоры представляют такую же опасность для туристского судна, как одиночные надводные камни на участке с быстрым течением, имеют значение ширина прохода между опорами и направление течения. Около современных ж/б мостов в русле обычно много бетонных блоков и арматуры. Пешеходные мосты имеют чаще деревянные опоры, расположенные ближе друг к другу, и низкие настилы. Около современных, новых мостов в русле могут встречаться остатки опор или свай старых мостов, располагающихся рядом. |
 |
 |
Характеристики реки, определяющие сложность сплава |
Немного теории / Водный туризм |
 |
 |
Расход воды.
Важной для туриста-водника характеристикой реки является расход воды, то есть объем воды, протекающей через поперечное сечение потока за единицу времени куб.м/с. Расход воды зависит от величины бассейна, его водности, характера рельефа, геологического строения, почвенного покрова и растительности территории. Расход воды прямо пропорционален площади бассейна, поэтому чем ниже по течению, тем многоводнее река, т.к. всё больше притоков впадает в неё. Исключение составляют реки, текущие через пустыню, и реки, часть воды которых расходуется на орошение.
Рельеф бассейна влияет на количество осадков - чем выше горы, тем больше осадков, и на скорость поступления талых и дождевых вод в русло - чем круче горы, тем быстрее река собирает талые и дождевые воды, тем острее пики летних дождевых паводков. На скорость поступления в реку талых и дождевых вод влияет также характер растительности. В лесу медленнее тает снег, лес дольше задерживает талые и дождевые воды, степь, пустыня быстро отдают воду реке. Крупные проточные озера являются одними из наиболее мощных регуляторов стока. Если в бассейне реки много озер, то все паводковые пики будут сглажены, растянуты во времени и невелики по амплитуде. На расход воды влияют и климатические факторы: температура и распределение осадков по сезонам года. |
 |
 |
Проходимость рек |
Немного теории / Водный туризм |
 |
 |
Туристов-водников в первую очередь интересует проходимость реки - та основная и нелегко уловимая характеристика, которая складывается из многих факторов и которая различна для разных типов рек и разных классов судов.
Проходимость равнинных рек определяется в основном достаточным расходом воды в точке начала сплава и количеством многолетних непроходимых завалов на реке.
Проходимость горно-таежных рек зависит от расхода воды в точке начала сплава, уклона и скорости течения, от характера, долины. Завал имеет уже второстепенное значение.
При проходимости горных рек, в особенности с преобладанием, ледникового питания, приходится рассматривать не только минимально необходимый расход воды в точке начала сплава, но и максимально допустимый для безопасного сплава (на средних реках). В средний по климатическим условиям год ориентировочно можно считать равнинные реки страны, текущие в лесной зоне, доступными для плавания на байдарках на расстоянии не менее 40 км от истока (по карте масштаба 1:1000000) или от самого истока, если река служит единственным стоком озера площадью не менее 80 км. Это соответствует меженному расходу волы 3-6 куб.м/с. Чем больше уклон и скорость течения, тем больший расход воды требуется для начала плавания. |
 |
 |
Воздействие потока на плывущее судно |
Немного теории / Водный туризм |
 |
 |
Воздействие потока на плывущий предмет происходит в пределах глубины его погружения. Любой свободно плывущий предмет движется со скоростью текущей воды или быстрее. Чем больше масса предмета, уклон реки и чем меньше площадь соприкосновения поверхности его с водой, тем больше его скорость отличается от скорости воды.
Интересны для туриста воздействия на однокорпусное судно противоположно направленных течений (граница улова и струи, течения в стоячих волнах и т.д.). Общая закономерность - чем меньше осадка судна и больше его размеры, тем слабее воздействие на него местных течений. |
 |
 |
Техника гребли |
Немного теории / Водный туризм |
 |
 |
Гребля - это работа веслами с целью перемещения или управления судном. Гребля может быть распашная и парная, с опорой на борт и без опоры. На больших лодках (ялах) обычно используют распашную греблю, когда на каждого гребца дается одно, так называемое безвальковое весло. На прогулочных лодках преобладает парная гребля - на одного гребца два вальковых весла. Гребцы садятся на банки (поперечные скамейки) спиной к движению.
Первым от кормы - наиболее сильный гребец, который и задает темп гребле, остальные приноравливаются к нему. Сидеть надо плотно, во всю ширину банки. Слегка согнутые ноги ступнями ставятся в упор. Охват рукояти весла пальцами должен быть свободным, без напряжения. Занося весла, туловище идет вперед, колени сгибаются. При проводке по воде туловище резко выпрямляется, откидывается назад, ноги же крепко идут в упор. |
 |
|