Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Июнь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Путешественник также правильно понял причины скученности балкарских поселений и малодворности, что аналогично удачному объяснению профессора Киевского университета Соломона Адамовича Егиазарова: «Отсутствие больших сельских поселений в горах, как и на севере России, объясняется тем обстоятельством, что здесь почти нет больших сплошных пространств пахотной земли, на которых могли бы существовать большие села; на небольших же участках пахоты, разбросанных по склонам гор, могут основывать оседлость лишь поселки или отдельные дворы и хутора». А некоторые из посетителей и даже исследователей Балкарии, подобно К. Ф. Гану, считали эти места слишком удаленными от цивилизации: «Долина слишком дикая для больших поселений».

    Заключает свою статью Стеблинский благоприятным отзывом о населении.

    Увлекательно и обстоятельно об одном из балкарских сел – Гунделене и его жителях написал известный русский путешественник Александр Соборнов. В этом селе путешественник прожил полтора месяца.

    Целью его поездки было знакомство «с Гунделенами, их обитателями и котами». В слободе Нальчик, где Александру Соборнову приходилось бывать не раз и о которой у него уже успело сложиться мнение, что это «один из замечательных уголков Кавказа», в Центральном окружном правлении он получил свидетельство, разрешавшее владельцу данного документа посещение «населенного горскими татарами селения Гунделеновское».

    Его путь лежал через некоторые кабардинские села, и в частности через выделенный особо Соборновым населенный пункт Баксан. С жизнью кабардинского народа ему уже приходилось знакомиться в прошлые свои посещения Кавказа. Вот и сейчас, проезжая мимо искусно, со знанием сельскохозяйственного дела, обработанных полей проса, кукурузы, пшеницы, фруктовых садов, обращая внимание на пасущийся на выгонах скот, автор делает вывод о благоустроенности и зажиточности жителей Кабарды. При этом, припоминая некоторые данные из исторического прошлого кабардинцев, он отмечает в записной книжке, что кабардинцы бесспорно культурный народ, что «кабардинцы воинственны, умны».

    Но А. Соборнову не нравилось у этого и других народов Кавказа зависимое положение в семье и обществе женщин.

    После Баксана, по словам автора, он попал в царство гор. «Кавказ с его древними горами, с его чудною то роскошною, то грандиозно-величественною природою чарующ», – писал путешественник, цитируя при этом стихи Лермонтова и Марлинского.

    В Гунделене он очень быстро познакомился и крепко подружился с симпатичными ему людьми этого балкарского селения. Не в одном доме Соборнов еще будет гостем, не с одним жителем еще будет беседовать.

    Путешественник интересовался всем тем, что характеризует народ. И первое, что узнал он у гунделеновцев, – это предание о Гунделене, который, по их мнению, является «несчастным поселением». Более семи раз делали люди попытку заселить данную местность, и все время их ждала неудача. «По преданиям, сохранившимся и доныне, – пишет А. Соборнов, – Гунделеновский аул стоит на человечьих костях». Подтверждением этому служат многочисленные могильники, окружающие аул широким поясом.

    Соборнов подметил, что местоположение этого населенного пункта очень удачно, поскольку соответствует необходимым требованиям для успешного занятия скотоводством. Пастбища Жерклы-Кол, Кызыл-Дорбун, Хаёка и другие составляли «богатство горских татар». Обратил внимание Соборнов и на то, что в Гунделене мало семей, которые имели бы меньше 50 овец и рогатого скота, и что среди гунделеновцев нет нищих.

    Естественно, что автор не дал и не в состоянии был дать, не будучи историком и этнографом, объяснения последнему факту. Между тем этот штрих очень важен в том плане, что показывал, насколько еще в горской среде, даже в предгорных селах, где, казалось бы, традиционное исчезало быстрее, чем в отдаленных ущельях, сильны были родственные, патронимические отношения. Члены даже уже распадавшихся патронимий не могли позволить, чтобы их сородич оказался нищим, это навлекло бы позор на всех родственников.


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. Хранители народной памяти
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019