В главе «Быт и занятия» автор пытается в общих чертах проанализировать разделение труда между членами балкарской семьи, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. «Главные занятия мужчин, – читаем, – пасти скот, ездить в лес за дровами и охотиться. Летом работают на полях, а зимой занимаются выделкой посуды, земледельческих орудии и оружия. Специально женские занятия, кроме полевых, шитье, пряжа, тканье, приготовление пищи и одежды и выделка кож».
В свадебном ритуале Н. А. Караулов останавливается на одаривании родственников со стороны как жениха, так и невесты, отмечает внимательное отношение мужчин к старшим женщинам и детям.
Восходит к матриархату, к периоду матрилокального поселения, как видно из очерка, церемония увоза невесты из отчего дома, когда «присутствующие женщины (имеется в виду в доме отца невесты. – А. М.) стараются обрезать дружку полу черкески». Последний сопротивляется, чтобы не допустить этого. Сюда же относится дальнейшая импровизация борьбы односельчан невесты с представителями со стороны жениха.
Лучшими днями свадьбы, по мнению Караулова, являются зимние пятницы. В очерке приводится поверье, что если во время свадьбы идет дождь, то это к счастью.
У балкарцев «особенно высоко стоит гостеприимство», считает Караулов. По обычаю гостеприимства, хотя гостей принимает один двор квартала, ему помогает вся фамилия. Каждый хозяин имеет кунацкую и необходимые запасы пищи.
Караулов затрагивает также вопрос родственной взаимопомощи, проявлявшейся в том, что «нищих среди болкар нет». Она распространялась на соседей, а также на бывших рабов, рабынь, на работников, нанимаемых хозяевами, и т. д.
Наиболее серьезным, обоснованным и фундаментальным трудом начала XX века по интересующей нас теме являются материалы Абрамовской комиссии.
Известно, что испокон веков острой проблемой в горах считались земельные отношения. Уже в 1841 году правительство издало указ о наделении «туземцев достаточным количеством земли для хлебопашества и пастбищ». В 1863 году с этой целью и для выяснения сословных отношений начальником Терской области была утверждена сословно-поземельная комиссия. Однако в самый разгар работ, когда были обследованы уже все плоскостные районы, она была упразднена и на ее основе образовано Управление межевой частью при Терском областном правлении. И только созданная в 1906 году комиссия под руководством юрисконсульта при военно-окружном суде Кавказского военного округа действительного статского советника Иосифа Гавриловича Абрамова, в состав которой вошли С. И. Балков, Н. П. Тульчинский и И. М. Закусилло, Т. А. Тер-Арутюнянц и Н. С. Иваненков, смогла решить ряд важых вопросов, таких, как выяснение форм землевладения и землепользования в горной части Северного Кавказа, сущность правовых норм горцев и многие другие.
Комиссии удалось собрать богатейший и уникальный по своему содержанию историко-этнографический материал, что еще более увеличивает ценность труда.
Прежде всего авторы установили, что основным видом деятельности в горах являлось овцеводство, поскольку именно этот род хозяйства обеспечивал горцев одеждой, пищей, давал возможность уплачивать налоги. А развитию скотоводства способствовали топография местности, наличие прекрасных пастбищ на северных склонах Главного Кавказского хребта.
Исследовав семейную жизнь балкарских обществ, они констатировали: «каждый двор составляет дворовую общину», что дает полное основание говорить о наличии в горах значительного количества больших семей. В то же время авторы замечают, что в «последнее время» большие семьи не уживаются и разделы слишком часты. И основные причины – имущественные споры. Достаточно привести примеры из «Трудов» относительно споров за землю между Аслан-Гери Башиевым и его родственниками Кассо, Шепше и Конаком Башиевыми, Каспулатом и Мохаем Абаевыми, Жанхотом и Магометом Жанхотовыми, Кураем и Жашау Шаваевыми.