Геодезию как специальный предмет в школе не изучали, но в процессе обучения ученики приобретали в области математики и астрономии знания, достаточные для того, чтобы производить всевозможные расчеты и вычисления, связанные с определением географических координат местности. Теоретические знания, полученные в школе, закреплялись на практике. Так, например, известно, что ученики Математико-навигацкой школы принимали участие в прокладке дороги от Москвы до Петербурга. Работы производились под руководством профессора А. Д. Фарварсона.
Морская академия, организованная в 1715 г., должна была готовить специалистов для увеличившегося после Гангутской победы Военно-морского флота. Кроме наук, которые преподавались в Математико-навигацкой школе, в программу Морской академии был введен ряд новых, преимущественно военных дисциплин и в качестве совершенно самостоятельного предмета изучалась геодезия, в связи с чем был создан особый класс из 30 геодезистов под руководством профессора А. Д. Фарварсона.
Выпущенные из Математико-навигацкой школы и из Морской академии геодезисты и геодезии ученики поступали в распоряжение Адмиралтейской коллегии. Здесь их снабжали необходимыми инструментами, чертежными принадлежностями и направляли на работу как по заданиям самой Адмиралтейской коллегии, так и по требованию других учреждений и в том числе Сената. Окончив порученные им работы, геодезисты вновь возвращались в распоряжение Адмиралтейской коллегии.
Приступить к планомерному осуществлению своей давнишней мысли о проведении топографических съемок по всей территории страны и о составлении генеральной карты России Петр I смог только в 1720 г. Толчком, ускорившим проведение в жизнь этого мероприятия, послужила административная реформа 1718—1719 гг. Успешная деятельность вновь учрежденных «коллегиумов» была немыслима без знания географии, без географических карт, отображающих страну как в целом, так и в отдельных частях. В Генеральном регламенте, опубликованном 28 февраля 1720 г., была включена специальная глава «О ландкартах или чертежах государевых», в которой предписывалось «каждому коллегиуму для сведений и известий о состоянии государства и о принадлежащих к оному провинциях» иметь «генеральные и партикулярные ландкарты (или чертежи), которые по времени (через некоторое время, —М. Н.) изготовлены быть имеют» и в которых должны быть описаны «все границы, реки, города, местечки, церкви, деревни, леса и прочее».
9 декабря того же 1720 г. появился указ Петра I, гласивший: «Учеников, которые в Санктпетербургской академии геодезию и географию обучили (изучили, — М. Н.), тех послать в губернии для сочинения ландкарт, а жалованья оным давать тех губерний из доходов, против других их братьи, по 6 рублев человеку на месяц».
22 декабря последовал новый указ, предписывавший губернаторам и воеводам предоставлять геодезистам для разъездов подводы и строго следить за тем, чтобы они «без дела не были и даром жалованья не брали», а, закончив составление карт, немедленно присылали бы их в Сенат и в Камер-коллегию.
В соответствии с этим указом из Морской академии были посланы 12 геодезистов в следующие губернии: в Московскую — Семен Игнатьев и Тихон Лодыженский, в Киевскую — Иван Хрущов и Борис Батурин, в Нижегородскую — Иван Шехонский и Степан Орликов, в Рижскую — Федор Кучин и Василий Яковлев, в Архангельскую — Аким Герасимов и Яков Филисов, в Казанскую — Исай Крапивин и Степан Кучин. Кроме того, еще до издания этого указа на съемочно-картографические работы было направлено 15 геодезистов. Федор Молчанов был послан в 1717 г. в Сибирь для сочинения планов городов Тобольска, Иркутска и Нерчинска. В 1719 г. на Камчатку и Курильские острова были отправлены Федор Лужин и Иван Евреинов, а Иван Захаров и Петр Чичагов сопровождали в походе на оз. Зайсан майора И. М. Лихарева. В это же время в Воронежской провинции работали Корней Бородавкин и Никита Сумароков, в Астрахани — Игнатий Чичерин, Аверьян Толубеев, Андрей Сипягин и Григорий Макаров. В октябре 1720 г. для составления карт Можайского, Верейского, Боровского и Вяземского уездов были направлены геодезии ученики Василий Леушинский и Михаил Юсупов и др.
В последующие годы число геодезистов постепенно увеличивалось. В 1723 г. геодезии подмастер Аким Клешнин и геодезии ученик Алексей Жихманов, работавшие с 1722 г. на разграничении земель между Россией и Швецией, были направлены для описания и составления карт в С.-Петербургскую губернию. В следующем году геодезистам Ивану Елагину, Михаилу Пестрикову, Дмитрию Мордвинову и Ивану Ханыкову было поручено описание Ингрии. В том же 1724 г. в Сибирь были отправлены геодезист Петр Скобельцын и геодезии ученики Иван Свистунов, Дмитрий Баскаков и Василий Шетилов. В это же время геодезист Яков Есенев производил описание малороссийских полков и в 1725 г. представил карты занимаемой ими территории. Кроме того, многие геодезисты принимали участие в описании и составлении карт заповедных лесов.
При производстве полевых съемочных работ и при составлении карт геодезисты должны были руководствоваться краткой инструкцией 1721 г. [23, стр. 427—428], составленной, по словам И.-Н. Делиля, профессором Морской академии А. Д. Фарварсоном.