В идеологическом противоборстве СССР с капиталистическим миром действовали две основные силы. Одна — агрессивно антикоммунистическая, которая проявлялась в яром антибольшевизме, клевете и дезинформации о советском обществе, в беспрерывных антисоветских идеологических и дипломатических акциях. Другая — либерально-буржуазная, сторонники которой (в том числе реформисты) были приверженцами капиталистического строя, выступали за более или менее объективное отношение к СССР и сотрудничеству с ним в области науки, культуры и даже социального опыта. С учетом этих сил направлялась советская пропаганда, определялись ее формы и методы.
Не уступая ни грана в принципиальных вопросах идеологии, политики и образа жизни, советская пропаганда решительно боролась против враждебных действий первой из сил и стремилась наладить взаимодействие со второй. Сотрудничество с прогрессивными деятелями культуры (писателями и журналистами, всевозможными национальными и международными организациями) способствовало распространению правды о реальном социализме, рассеиванию завесы дезинформации и лжи вокруг советского общества и его руководящей силы — ВКП(б), популяризации преимуществ социализма, идей мира и подлинной демократии. Действие второй силы интенсифицировалось под влиянием успехов реального социализма в годы первой пятилетки, мирового экономического кризиса 1929 —1933 гг. и послекризисной депрессии.
Опыт первого двадцатилетия сосуществования двух противоположных миров и логика идеологической борьбы на мировой арене показали, что каждая политическая и социально-экономическая система «творит» пропаганду по своему образу и подобию. Реакционная социально-политическая сущность, эгоизм и узкоклассовые интересы по содержанию, отход от научной методологии, усиление тенденций, социальной демагогии и фальсификации, применение любых методов и приемов защиты вплоть до идеологических диверсий и подлогов — эти характеристики буржуазной пропаганды обусловливались частной собственностью на средства производства и порождаемыми ею социальными антагонизмами, антигуманными основами, частнособственнической моралью и психологией, приемами и методами борьбы с противниками. «Буржуазия все превращает в товар, а, следовательно, также и историю,— писал Ф. Энгельс.— В силу самой ее природы, в силу условий ее существования ей свойственно фальсифицировать всякий товар: фальсифицировала она также и историю. Ведь лучше всего оплачивается то историческое сочинение, в котором фальсификация истории наиболее соответствует интересам буржуазии».
Ложь, клевета, наукообразная аргументация, лицемерие и демагогия, идейное и нравственное насилие с помощью средств массовой информации, забвение общечеловеческих интересов и ценностей стали профессиональным оружием, обычными нормами антикоммунистической пропаганды. Вспоминаются в связи с этим замечания Маркса о том, что совесть у республиканца отлична от совести роялиста, она иная у человека имущего и неимущего, мыслящего и немыслящего. Апологеты буржуазии выбрасывают за борт такие понятия, как «совесть», «порядочность», когда речь идет о борьбе идей и интересов, когда надо защищать жизненные ценности класса эксплуататоров. Социальная и нравственная ущербность буржуазного общества и государства в еще большей мере сказывается на средствах и методах антисоветской пропаганды, на ее роли в идеологической борьбе на международной арене. С самого начала этой борьбы фальсификации подвергались все основные сферы жизнедеятельности советского общества: социально-политическая, экономическая, нравственная, бытовая. Анализ буржуазной историографии показывает, что она уже тогда подлинную правду, интересы науки (в буржуазном понимании ее методологии) и даже элементарную честность и объективность — все подчинила классово-политическим целям.
Превосходство коммунистической пропаганды проявлялось и проявляется в ее социальной сути и направленности, ее принципах и методах, а также в активной защите не только классовых, но и общечеловеческих ценностей и интересов. Замечательным преимуществом нашей пропаганды является активное участие в ней практически всего народа. Поддержка внутренней и внешней политики партии и государства, осуждение враждебных идейно-пропагандистских акций империалистов, проявление классовой солидарности с трудящимися капиталистических стран, разоблачение и осуждение белоэмигрантов и диссидентов, достойное представительство Родины за рубежом, участие в борьбе за мир и разоружение, против идеологического вероломства и терроризма империалистических держав — свидетельство активного и систематического участия трудящихся СССР в идеологической борьбе на мировой арене.
Социалистическая собственность на средства производства, устремленность к социальному равенству и справедливости, гуманный и трудовой характер советского образа жизни, атмосфера социального оптимизма и заботы о трудящихся определяют характер, содержание, формы и методы коммунистической пропаганды. Классовый подход и научная методология, принципиальность и аргументированность, осуждение методов фальсификации и подлогов — эти ленинские принципы всегда характеризовали и характеризуют нашу пропаганду.
Защищая реальный социализм и политику партии, обеспечившую построение социалистического общества в СССР, авторы многочисленных книг, брошюр и статей убедительно показывали достижения нашей страны и условия, в которых она развивалась. Партии и советскому народу пришлось воплощать в жизнь, испытывать на практике многие истины, до этого известные лишь в теории. Советский Союз был подобно осажденной крепости среди враждебного капиталистического окружения, его непрерывных политических и идеологических атак, угроз «крестовых походов» наиболее реакционных сил империализма и политического клерикализма.
Постоянная угроза агрессии против СССР и призывы к его уничтожению особенно усилились в 1933 г., после прихода к власти фашистов в Германии. Нацистам, отмечал Э. Тельман, «своими утонченными методами агитации, как печатной, так и устной», временно удалось привлечь на свою сторону впавшие в отчаяние от нужды и безработицы массы. Это в известной мере облегчало фашистам возможность проводить активную антисоветскую пропаганду, пронизанную цинизмом, клеветой и ненавистью к Советскому Союзу, подготовкой к войне. «...Сложная международная и внутренняя обстановка требовала железной дисциплины, неустанного повышения бдительности, строжайшей централизации руководства, что не могло не сказаться отрицательно на развитии некоторых демократических форм,— отмечал позднее ЦК КПСС.— В ходе ожесточенной борьбы со всем миром империализма нашей стране приходилось идти на некоторые ограничения демократии, оправданные логикой борьбы нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения. Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом как временные, подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире. Народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые и новые успехи советского общественного строя».
Советские люди с пониманием относились к этим трудностям и активно поддерживали Коммунистическую партию в ее политической и идеологической борьбе против внутренних и внешних врагов социализма. Построение нового общества в такой обстановке явилось всемирно-историческим подвигом.
Не ослабляя усилий по коммунистическому воспитанию трудящихся, разоблачению идеологии и морали буржуазного общества, а также по пропаганде идей социализма, Коммунистическая партия при активной поддержке советского народа и Коминтерна выстояла против антисоветских, антикоммунистических кампаний. Опыт идеологической борьбы еще раз подтвердил ленинский вывод о том, что в области идеологии не было, нет и не может быть мирного сосуществования. И как бы ни заявляли современные буржуазные социологи и историки, что они «беспристрастные летописцы» нынешней и прошлой жизни советского общества, их классовые позиции и интересы за минувшие годы еще более обнажились. Это закономерно, ибо еще В. И. Ленин доказал, что «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе. Как и прежде, ныне мы боремся против попыток буржуазной пропаганды разрушить правильные ориентиры в понимании классовой сущности различных систем, способов их жизнедеятельности, духовных ценностей и устремлений. Под маской «объективности» по-прежнему маскируются апологетика буржуазии, ее идеология и политика.
Было закономерно, что в условиях идеологической борьбы двух противостоящих миров раскрытие ненаучности сочинений социологов и реакционной печати капиталистических стран, разоблачение и критика антисоветизма, фальсификаций и пропагандистских мифов стали объективной необходимостью для идеологических кадров и средств массовой информации СССР. Принципиальная, систематическая критика с классовых позиций представляла собой научный фундамент массовой пропаганды.
Наступательный характер нашей идеологической борьбы против наукообразных фальсификаций и лживых мифов об истории формирования и современном состоянии социалистического общества в СССР предполагает полное выяснение истины, всестороннее изучение методов ее искажения, разоблачение тактики «старых лозунгов и идей», отстаивание подлинно научных представлений по каждому конкретному вопросу. С течением времени несколько иным стало антикоммунистическое мышление современных «советологов», всяких специалистов по советской пропаганде. Сменились целые поколения организаторов и вдохновителей идеологических агрессий против СССР. Сошли с мировой арены злобные белоэмигранты и остатки так называемой «русской социал-демократии». Но эскалация антисоветской пропаганды продолжается, по-прежнему имея целью возбуждать чувства неприязни и вражды к Советскому Союзу среди разных слоев населения зарубежных стран. Она рассчитана прежде всего на политически незрелых обывателей, но применяет и специальный арсенал средств для обработки прогрессивных кругов населения. Если раньше действовал главным образом тотальный антисоветизм, то теперь появились «улучшатели и обновители» реального социализма, критики его негативных явлений и «крайностей». Империалистическая пропаганда и спецслужбы пытаются «отвлечь» советских людей от марксистско-ленинской идеологии, от моральных, нравственных норм социалистического общежития. И здесь империализм, не полагаясь только на средства обычной идеологической борьбы, на давно уже выявившие свой антинародный, реакционный характер идеи, пускает в ход отравленное оружие — дезинформацию, клевету, фальсификацию. Как и прежде, антисоветская пропаганда направляется не только против СССР. Дискредитируя реальный социализм, она повсюду подрывает у людей веру в правоту социалистических идеалов, пытается «оттолкнуть» массы от идеологии коммунизма.