Данные относительно Чегемского и Балкарского ущелий, а также других горных и предгорных районов Северного Кавказа, населенных пунктов, хозяйства, верований заключает в себе обширное издание Платона Зубова «Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях», вышедшее в Санкт-Петербурге в 1835 году. Автор отмечает, что горцы живут многопоколенными семьями и родственными группами – потомками одного родоначальника. Примечательна его характеристика производства изделий и предметов, необходимых в домашнем быту, населения, живущего натуральным хозяйством, которые могли создаваться только большесемейными коллективами.
Весьма важными для дальнейшего расширения представления об общественном строе кавказских народов и вообще для развития кавказоведческой этнографии явились в 40-е годы описания структурных единиц сел и обществ: больших семей, «тукумов», «фамилий» и «жамауатов» Осипа Ильича Константинова, Николая Петровича Колюбакина, Александра Андреевича Неверовского, Василия Ивановича Голенищева-Кутузова.
Этому же способствовали начавшие издаваться в середине 40-х годов в Тифлисе газета «Кавказ» и сборник «Кавказский календарь», в 50-х – «Ставропольские губернские ведомости», «Известия» и «Записки» Кавказского отдела Русского географического общества, еще позже газета «Терские ведомости», «Сборник сведений о кавказских горцах», «Кавказский сборник», «Кавказская старина», «Сборник сведений о Кавказе», «Сборник сведений о Терской области», «Кубанские областные ведомости», «Кубанский сборник», «Северный Кавказ», «Каспий» и т. д.
Почти в середине XIX века появляется конкретный, с более достоверными фактологическими материалами путевой очерк этнографического характера «Поездка к южному отклону Эльборуса в 1848 году» 2 некоего «Г-д», как видно из содержания, отставного военного, пожелавшего остаться неизвестным. Он подробно описывает весь путь маршрута, военные посты, карачаевские селения Хурзук и Учкулан, роль и место обычноправовых норм и шариата в обществе местного населения, церемониал гостеприимства в кунацкой Магомета Крымшамхалова. В Урусбиево экспедиционная группа останавливается у 110-летнего Мырзакула Исмаиловича Урусбиева, о котором еще в 20-х годах писал венгерский путешественник Жан-Шарль де Бесс и который был современником прославившихся в Карачае и погибших в Джамагате от чумы Алхаса и Эль-Мырзы. Интересно, что гостей встречал один из сыновей Мырзакула «молодой Смаиль», известный впоследствии на всем Северном Кавказе Исмаил Мырзакулович, имя которого упоминалось многими авторами. «Г-д» показывает не только Урусбиево, но и соседние поселки, хозяйственный быт горцев, жилища и постройки, пытается объяснить обычай кровной мести, аталычество, солидарность в приеме гостей.
Очерк «Татарское племя на Кавказе», напечатанный в учебно-методическом отделе газеты «Кавказ» (1859, № 91), поднимает, помимо вопросов, касающихся происхождения балкарцев, карачаевцев и ногайцев, характеристики топографии их местности, религиозных верований, нравственности, и такие, как причины зарождения у этих народов классовых отношений, появления господствующих фамилий. В очерке указывается, хотя и нечетко, что в связи с социальным расслоением горского общества уже тогда выделяются некоторые из родоначальников таубиев Балкарии.
Одновременно были напечатаны этнографические очерки столоначальника Кавказского городского управления Петра Александровича Гаврилова «Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа» и чиновника Главного управления наместника Кавказа Николая Францевича Грабовского «Свадьба в горских обществах Кабардинского округа».
П. А. Гаврилов дает развернутую характеристику землепользования и землевладения в Кабарде, Балкарии, Карачае, Осетии, Дагестане, Чечне и Ингушетии. Что касается непосредственно Балкарии, то в работе впервые анализируется собственность сельских общин, больших семей, отдельных фамилий, говорится о качестве земельных угодий, распределении их между различными сословиями.