«Мое круговое путешествие летом 1905 г., – вспоминал В. А. Щуровский, – началось и окончилось в Кисловодске».
В 1896 году в Баксанском ущелье И. А. Акинфиев встретится со своими близкими знакомыми, один из которых был инженером, другой – военнослужащим, также начавших свое путешествие из Кисловодска.
А. Ляйстер в характеристике восхождения на Эльбрус С. Я. Голубева и Н. М. Стайнооглу отмечал: «Для восхождения в Эльбрусском районе экскурсанты выступили из Кисловодска...»
Именно здесь в середине 80-х годов была организована наиболее крупная научная экспедиция известными учеными М. М. Ковалевским и профессором Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии И. И. Иванюковым, при участии директора Московской консерватории композитора С. И. Танеева, писателя Г. Успенского, английских путешественников Емса и Смита и фотографа из Тифлиса Д. И. Ермакова.
Редко кто из отдыхающих, особенно из людей, склонных к творческому и исследовательскому поиску, романтическому воображению, не восхищался виднеющимися белоснежными склонами Эльбруса, не пленялся зрелищем, запоминающимся на всю жизнь. «Каждому, кто побывал в Пятигорске, – писал В. Ф. Новицкий, – памятна, конечно, та картина природы, которая открывается в ясную погоду с возвышенных мест этого живописного городка к югу. Высоко над горизонтом возвышается белая, двуглавая, шатрообразная громада Эльбруса. К востоку, в небольшом расстоянии от него, видна центральная, наиболее высокая часть Главного Кавказского хребта, резко выделяющаяся на голубом небе своим длинным, зубчатым, снеговым гребнем. Сочетание белоснежных вершин, яркого солнца, обливающего их своими лучами, и темной синевы небес, раскинувшихся над ними, производит сильное впечатление».
И они тянулись в гостеприимные ущелья Баксана, Чегема, Хулама, Безенги, Балкарии, к величавым вершинам Центрального Каврказа – Эльбрусу, Дых-Тау, Ушбе, навстречу спускавшемуся в долины волшебному, пропитанному ароматами горных растений, трав, марзанов и рек воздуху. «...Эти глубокие, возвышающие душу впечатления, – по словам того же С. Давидовича, – не забывались никогда...», и никакие трудности не могли остановить туристов к этим «святым местам» природы. Ну а тот, кому удавалось побывать у подножия Эльбруса или же на его склонах, пленялся им окончательно. Даже М. З. Кипиани, писавший в путевых очерках, что к красоте кавказской природы у него «давно притупился взор», поскольку он, мол, с детства «слишком много видел прекрасных картин», восхищенно замечал: «Положительно не хочется оторвать глаз от этой панорамы!»
И не случайно, естественно, появление в эти годы таких известных картин художников, как «В горах Кавказа», «Среди облаков», «Эльбрус в облаках» Николая Александровича Ярошенко и «Вершина Эльбруса, освещенная солнцем», «Эльбрус днем», «Эльбрус вечером» Архипа Ивановича Куинджи. В 1883 году на Одиннадцатой передвижной выставке экспонировалось 18 пейзажных этюдов Н. А. Ярошенко, объединенных под общим названием «Путевые заметки из путешествия по Кавказу».
Наброски горцев и горянок, зарисовки из их семейного быта, рисунки Пятигорска, Железноводска, окрестностей Нальчика, Владикавказа появляются в его альбомах уже в 1874 году, когда он приезжал на" Кавказские Минеральные Воды только на отдых. Ярошенко совершит путешествия в горы Закавказья, Урала, таких стран, как Швейцария, Италия, Франция, Германия, но именно на Кавказе художник ощутил новизну мира, чистоту красот природы, необычное сочетание цветов. И, кроме того, его привлекали, как он выразился, и те «людские муравейники» (т. е. населенные пункты), что лепились на склонах гор. Николая Александровича интересовали люди, их жизнь, быт, культура, образ мыслей, их легенды и предания.