Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    По словам И. И. Успенского, близкого друга семьи Ярошенко, у художника было много друзей и близких знакомых среди балкарцев, кабардинцев, карачаевцев, осетин. Этому способствовали его обаяние, рассудительность, справедливость, надежность и открытый взгляд, какой может быть, наверное, только у художника и которому, как свидетельствовали современники, нельзя было не довериться. Лично знавшая его дочь известного балкарского просветителя М. Абаева Ляля Мисостовна вспоминала: «Ярошенко завоевал любовь горцев за большую человеческую доброту». Автору книги не раз приходилось уже в наши дни слышать имя художника, с почтением произносимое старейшими жителями Бакса не кого ущелья.

    Живя почти каждый летний сезон в Кисловодске, а потом и постоянно, Ярошенко, писал В. Прытков, «прекрасно изучил жизнь народов Кавказа».

    Но основные путешествия его начинаются с первых лет 80-х годов. Именно тогда он становится (постоянным гостем кабардинских и балкарских селений Баксанского ущелья, или, как его тогда называли, Урусбиевского общества. Его можно было встретить в Гирхожане, Эльжюрту, Чилмасе, Кызыл-Кёзе, окрестностях Ичкумеля (в настоящее время Верхний Баксан). Не один день он проведет в кунацкой Урусбиевых, будет ходить по Верхнему Баксану, вживаться в быт балкарцев, изучать семейные отношения, элементы материальной культуры, всматриваться в лица, много беседовать и постоянно делать, делать наброски и зарисовки.

    В книге В. Секлюцкого «Николай Александрович Ярошенко» можно прочитать такие строки: «Ярошенко восторженно любил природу Северного Кавказа и его обитателей – горцев, быт и нравы которых служили темой для его картин и этюдов. Он часто уезжал на продолжительное время под Эльбрус, в Карачай, где среди горцев у него было много приятелей». Именно под впечатлением дней, проведенных в Урусбиевском обществе, бесед с горцами, особенно со стариками, прослушанных песен, исторических и фамильных легенд и была написана картина «Песнь о былом», которую он представил на Передвижной выставке 1894 года.

    На переднем плане сидит князь, в которого, как считает автор книги «По тропам истории» Олег Опрышко, художником вложены черты Исмаила Урусбиева. За ним горцы в национальных костюмах, с серьезными лицами, переданными каждое индивидуально. Они напряженно слушают певца. Если внимательно всмотреться в картину, то в ней можно найти некоторые элементы обобщения. Художник этим, видимо, хотел отметить общность исторических судеб народов Северного Кавказа, что говорит о высокой культуре автора, уважении к горским народам, знании традиций и обычаев, национальной психологии и характера.

    Большое влияние на Н. А. Ярошенко оказало знакомство с известными учеными М. М. Ковалевским, высокую оценку трудов которого дал еще Ф. Энгельс, и И. И. Иванюковым, а также с выдающимся русским композитором Сергеем Ивановичем Танеевым, с научными целями посетившими Приэльбрусье. В картине «Турист в горах» художник воспроизвел Максима Максимовича Ковалевского во время его пребывания на Северном Кавказе.

    С 1888 года в горах Кавказа, у Эльбруса, Казбека, в Дарьяльском ущелье, бывает Архип Иванович Куинджи. Его волнуют кавказские пейзажи, виды альпийских пастбищ, быт пастухов в горах, живописные ущелья, необычное расположение населенных пунктов, горцы, их образ жизни. «Могущество гор, дикая стихия, неподвластная человеку, – пишет искусствовед В. Мании, – возвращали художника на Кавказ не один год. В течение лета он совершает иногда несколько поездок в поисках новых мотивов, впечатлений». Своим острым взглядом художник проникает в сущность интересующих его вещей окружающей природы, запоминает, вынашивает, а потом уже, по прошествии некоторого времени, пишет по памяти. Это и позволило ему создать произведения «большой поэтической силы и живописной выразительности», как совершенно правильно отмечают специалисты.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. Хранители народной памяти
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019