|
Съемка озера |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
|
|
Составьте план водоема. Глазомерную съемку береговой линии озера лучше произвести способом обхода, то есть обойти его по замкнутому контуру. Таким способом вы делали съемку лесной поляны.
Сначала обойдите озеро и на каждом изгибе береговой линии поставьте вешку. Получится замкнутый многоугольник. Этот многоугольник нанесите на план.
Если у вас не найдется столько вешек, делайте метки лопатой, а потом поочередно будете ставить на них переносную вешку.
Подберите масштаб, наметьте на планшете исходную точку и приступайте к съемке. Расстояние между вешками, а также от линии обхода до уреза воды измеряйте ковыльком.
Нанесите на план места, где на поверхность выходят источники, впадающие в озеро, или вытекающие из него речки, ручьи и сухие русла. |
|
|
Жизнь водоемов. Измерение параметров воды. |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
|
|
Вероятно, вы замечали, что в прибрежной части озера жизнь более обильна и разнообразна, чем на глубоких местах.
Это объясняется тем, что через тонкий слой воды проходят солнечные лучи, и вода хорошо нагревается.
А теплая вода — благоприятная среда для развития растительного и животного мира. Кроме того, тонкий слой воды хорошо освещается, а на свету, как известно, растения выделяют кислород, поглощая углекислоту. Это тоже благоприятно для развития животных.
Начните свои наблюдения с измерения температуры воды.
К верхней части термометра привяжите размеченный на деления шнур. Нижний конец термометра не забудьте обернуть ватой или водорослями и обвяжите нитками. Привяжите к термометру груз. Так он лучше будет опускаться в воду.
Температуру воды измеряйте в одном и том же, самом глубоком месте. Опустите термометр на глубину 10 см и держите его в горизонтальном положении 5—6 минут. Вода тонкого слоя настолько прозрачна, что можно отсчитать деления, не вынимая термометр на поверхность. |
|
|
Жизнь водоемов. Водомерка, вертячка, гладыш. |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
|
|
Наблюдать за развитием жизни можно в любом водоеме: в речке, озере, пруду и даже в небольшой луже.
Удобнее всего для этого выбрать мелкое место, заросшее травянистой растительностью.
Вы присели на берегу небольшого озера и смотрите на воду. У берегов заросли камыша, тростника, рогоза. Дальше от берега дно покрывают другие растения. Из воды торчат пучком жесткие, колючие листья телореза. Местами на поверхности воды видны листья плавающего рдеста и водяной гречихи с розовыми цветами. Целиком погрузившись в воду, растет роголистник, элодея и другие растения.
На более глубоких местах на поверхности воды плавают большие, широкие листья кубышек и кувшинок.
Из уроков ботаники вы знаете о приспособляемости растений к водной среде. Постарайтесь определить водные растения по рисункам из книг, которые рекомендованы в главке «Подготовка снаряжения».
Присмотревшись к воде, вы увидите, что в ней кипит жизнь.
Обратите внимание на образ жизни обитателей водоема. Некоторые животные, прикрепившись к растениям, ведут неподвижный образ жизни, другие, наоборот, бойко шныряют между растениями. Есть и такие, которые всю свою жизнь проводят на поверхности воды. |
|
|
Жизнь водоемов. Другие обитатели водоёмов. |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
|
|
Если вы внимательно следили за жизнью в воде, то непременно заметили среди многочисленных мелких обитателей и довольно крупных представителей озера.
Вот из глубины, работая длинными ногами, поднимается на поверхность большой коричневый жук. По краям крыльев — желтая полоска. Вдруг он перевернулся головой вниз и повис, выставив из воды кончик брюшка — жук запасается воздухом.
Пока жук неподвижно висит, спешите его разглядеть. Это плавунец.
У жука гладкое тело, ни одного бугорка. Он живет в воде, и неровности будут создавать только лишнее сопротивление.
А форма тела? Плоская спина и выпуклое брюшко делают его похожим на широкую ладью.
Обратите внимание на задние ноги жука. Они приспособлены к жизни в воде: расширены наподобие весел и густо покрыты волосками.
Постарайтесь поймать сачком личинку плавунца. Посадите ее в банку с водой и пустите туда несколько мелких животных, выловленных из воды. Среди животных, плавающих между растениями, вы распознаете эту личинку по ее веретенообразной форме и большой сплюснутой голове. Если вам удастся поймать малька какой-либо рыбы, пустите и его в банку. |
|
|
Наблюдения с лодки |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
|
|
Познакомившись с жизнью прибрежной полосы, займитесь наблюдением более глубоких мест.
Для этого вам понадобится лодка. С нее тоже интересно вести наблюдения. Но если глядеть в воду, перегнувшись через борт, многое не увидишь. Гладкая и блестящая поверхность воды мешает разглядеть мелкие подробности. А когда на воде хоть и небольшая рябь, то и вовсе ничего не увидишь. Но у вас есть водяное зеркало. С его помощью можно увидеть то, что не увидишь простым глазом.
Далеко от берега не забирайтесь. Самая хорошая видимость в водяное зеркало не глубже 1—1,5 м. Если вода в озере чистая, можно пользоваться зеркалом и на большей глубине.
Сначала привяжите ящик к лодке. Теперь опускайте ящик за борт, вдавливайте его в воду и, перегнувшись, смотрите через него.
Соблюдайте осторожность, чтобы не перевернуть лодку.
Прежде всего вы, конечно, обратите внимание на рыб. Их ведь легче всего заметить в воде. Одни из них стайками носятся возле поверхности, другие, не торопясь, плавают у самого дна. Постарайтесь по внешнему виду определить их названия. |
|
|
Мир в капле воды |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
|
|
Многие водные организмы настолько малы, что они невидимы простым глазом или видимы очень плохо. Наблюдения за ними можно вести только под микроскопом.
В некоторых мелководных местах водоема вода имеет зеленоватый цвет. Почему? В этой воде обитает множество микроскопических организмов и растений.
Наберите во что-нибудь немного такой воды и разглядите ее в лупу. Вы заметите в воде маленькие зеленые шарики. Присмотритесь повнимательнее к этим шарикам, они все время движутся, вращаются.
У вас, конечно, создается впечатление, что эти шарики представляют собой отдельные организмы. Иначе бы они не передвигались.
Вооружившись микроскопом, вы различите отдельные частички, которые образуют стенки шарика. Эти частички окрашены в зеленый цвет и имеют по два жгутика, с помощью которых шарик передвигается. |
|
|
Растительность водоемов |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
|
|
На поверхности озера в тихой заводи плавают маленькие растеньица с круглыми листьями. Это ряска.
Зачерпните банкой до краев воды с этими растениями и рассмотрите их. Строение ряски очень простое: маленькая круглая лепешечка, от середины ее уходит в воду тоненький длинный хвостик с утолщением на конце.
По внешнему виду круглая лепешечка похожа на лист с отходящим от него корнем. Но это не лист. Это изменившийся стебель растения. Он выполняет и работу листа, и работу корня. А отходящий от этого листа хвостик вовсе не корень. Этот отросточек является не столько органом питания растения, сколько органом равновесия. Он прижимает плоский стебель к воде и не дает ряске перевернуться. А для растения это очень важно. Все питательные вещества она получает через нижнюю сторону лепешечки.
Большинство плавающих растений состоит из трех лепешечек: большая посредине, две поменьше по бокам. Маленькие лепешечки — дочерние ряски. Они образовались в выемках материнского стебля-лепешечки. |
|
|
Сделайте «водоем» в комнате |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
|
|
Наша экскурсия на водоем подходит к концу. Много нового вы узнали о жизни водоема. Теперь нужно составить коллекции.
Как обрабатывать насекомых, вы уже знаете. Помните, что для сохранения в сухом виде личинок и других животных с большим и мягким брюшком, надо удалить у них все внутренности.
Для этого разрежьте лезвием брюшко и вставьте в разрез несколько трубочек, свернутых из промокательной бумаги. Когда бумага впитает лишнюю жидкость, удалите ее, прорежьте кишку с переднего и заднего концов и осторожно вынимайте пинцетом внутренности. После этого полости брюшка и груди очистите трубкой из промокательной или фильтровальной бумаги.
Придайте брюшку прежнюю форму, набив его скатанными комочками ваты. После этого края среза смажьте клеем и сожмите брюшко пинцетом.
Чтобы коллекция выглядела более интересной, а главное, чтобы она была полезной, смонтируйте животных и растения в таком виде, в каком они обитали в своей среде. Для этого сделайте «водоем», который, конечно, будет без воды.
Основание «водоема» — деревянная доска размером 30X60 см. Отступя от бортов 1 см, вырежьте по трем сторонам пазы шириной около 2 мм. В них вы вставите стекла.
Прибейте под прямым углом к длинной стороне основания, где нет паза, дощечку шириной 15 см Это будет задняя стенка.
Вырежьте стекла: одно для передней стенки, два для боковых и вставьте их в пазы. Ширина стекла 15 см плюс глубина паза. Одно боковое стекло вставьте после сборки «водоема».
Для прочности ящик по углам склейте полосками плотной бумаги. |
|
|