Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Горная болезнь. История изучения
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • Климат и погода горных районов
  • Сон в новогоднюю ночь
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Пастухов Андрей Васильевич, великий топограф
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • «    Октябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 

    Проходимость рек Немного теории / Водный туризм

    Туристов-водников в первую очередь интересует проходимость реки - та основная и нелегко уловимая характеристика, которая складывается из многих факторов и которая различна для разных типов рек и разных классов судов.

    Проходимость равнинных рек определяется в основном достаточным расходом воды в точке начала сплава и количеством многолетних непроходимых завалов на реке.

    Проходимость горно-таежных рек зависит от расхода воды в точке начала сплава, уклона и скорости течения, от характера, долины. Завал имеет уже второстепенное значение.

    При проходимости горных рек, в особенности с преобладанием, ледникового питания, приходится рассматривать не только минимально необходимый расход воды в точке начала сплава, но и максимально допустимый для безопасного сплава (на средних реках). В средний по климатическим условиям год ориентировочно можно считать равнинные реки страны, текущие в лесной зоне, доступными для плавания на байдарках на расстоянии не менее 40 км от истока (по карте масштаба 1:1000000) или от самого истока, если река служит единственным стоком озера площадью не менее 80 км. Это соответствует меженному расходу волы 3-6 куб.м/с. Чем больше уклон и скорость течения, тем больший расход воды требуется для начала плавания.

    Характеристики реки, определяющие сложность сплава Немного теории / Водный туризм

    Расход воды.

    Важной для туриста-водника характеристикой реки является расход воды, то есть объем воды, протекающей через поперечное сечение потока за единицу времени куб.м/с. Расход воды зависит от величины бассейна, его водности, характера рельефа, геологического строения, почвенного покрова и растительности территории. Расход воды прямо пропорционален площади бассейна, поэтому чем ниже по течению, тем многоводнее река, т.к. всё больше притоков впадает в неё. Исключение составляют реки, текущие через пустыню, и реки, часть воды которых расходуется на орошение.

    Рельеф бассейна влияет на количество осадков - чем выше горы, тем больше осадков, и на скорость поступления талых и дождевых вод в русло - чем круче горы, тем быстрее река собирает талые и дождевые воды, тем острее пики летних дождевых паводков. На скорость поступления в реку талых и дождевых вод влияет также характер растительности. В лесу медленнее тает снег, лес дольше задерживает талые и дождевые воды, степь, пустыня быстро отдают воду реке. Крупные проточные озера являются одними из наиболее мощных регуляторов стока. Если в бассейне реки много озер, то все паводковые пики будут сглажены, растянуты во времени и невелики по амплитуде. На расход воды влияют и климатические факторы: температура и распределение осадков по сезонам года.

    Искусственные препятствия на реках Немного теории / Водный туризм

    На реках, протекающих в населенной местности, встречаются искусс­твенные, т.е. созданные людьми, препятствия.

    Мосты.

    Часто встречаются транспортные и пешеходные мосты и мости­ки. Мосты устанавливаются на опорах, стоящих в русле реки. Опоры пре­дставляют такую же опасность для туристского судна, как одиночные надводные камни на участке с быстрым течением, имеют значение ширина прохода между опорами и направление течения. Около современных ж/б мостов в русле обычно много бетонных блоков и арматуры. Пешеходные мосты име­ют чаще деревянные опоры, расположенные ближе друг к другу, и низкие настилы. Около современных, новых мостов в русле могут встречаться остатки опор или свай старых мостов, располагающихся рядом.

    Естественные препятствия на реках Немного теории / Водный туризм

    Препятствие - преграда, мешающая движению, задерживающая передви­жение кого- чего-либо.

    В зависимости от характера реки, её режимного состояния, погоды, препятствия могут быть естественные (водовороты, быстрины, завалы, мели, перекаты, пороги) и искусственные (мосты, плотины, паромные пе­реправы, запани и др.).

    Перекат - сложное образование из двух отмелей, растущих с противо­положных берегов навстречу друг другу. Перекаты часто существуют в местах смены направления поворотов русла, то есть в местах перехода стрежня потока от одного берега к другому. Перекаты длительное время существуют на одном и том же месте русла. Различают три типа перека­тов: нормальный, сдвинутый и россыпь.

    Все перекаты состоят из верхней и нижней кос или отмелей, между которыми находит­ся гребень переката, где глубина наименьшая, а скорость тесания наи­большая. В гребне переката имеется корыто - канал с наибольшими глу­бинами. Сверху к гребню переката ведет напорный скат с постепенно па­дающей глубиной, сразу за гребнем вниз по течению расположено подва-лъе переката с резким увеличением глубины. Части русла, расположен­ные выше и ниже гребня переката, называются верхней и нижней плесо­вой лощиной.

    На равнинных реках все элемен­ты песчаного переката легко выде­лить на реке по цвету воды - бо лее глубокие места темные, на бо­лее мелких просвечивает желтый песок. На горных реках тоже встречаются перекаты и отмели, но они могут быть сложены как песком, так и галькой разного размера.

    Элементы речной лоции Немного теории / Водный туризм

    Реки - это естественные значительные и непрерывные потоки воды, питающиеся в основном атмосферными осадками (дождями, талыми водами, ледниковыми водами), образуются везде, где местности даёт хотя бы незначительный уклон. Река сама формирует русло, по которому течет, и этим она отличается от искусственных водотоков. Соединение рек ме­жду собой, совокупность всех рек, изливающих свои воды в одно озеро или море, называется речной системой. В каждой речной системе разли­чают главную реку и её притоки, которые, в свою очередь, могут при­нимать притоки второго, третьего порядка и т.д.

    Каждая речная система собирает поверхностные и подземные воды е занятой ею территории, которая называется водосборной площадью, или бассейном реки. Бассейны соседних рек отделяются друг от друга водо­разделами, проходящими обычно по самым возвышенным местам района, изредка встречаются бифуркации, то есть разделение рек на два потока, один из которых вливается в реку другого бассейна.

    Движение по большим водоёмам Немного теории / Водный туризм

    Главные осложнения вызывают ориентирование и неблагоприятные ме­теорологические условия. С гребного судна в ясную погоду увидеть низкий берег можно с расстояния 3-4км, высокий (высота до 20м) - с расстояния 10-15км. В туман, дождь видимость резко снижается и ори­ентирование по берегам делается ненадежным. При изрезанной береговой линии и наличии островов трудно на глаз определить направление дви­жения, поэтому судна следует вести по компасу, В противном случае возможны серьезные ошибки в прокладке пути, которые могут достигать нескольких км.

    На открытых водоемах возможен сильный ветер, причем возникает он обычно в 9-10ч., усиливается к 14-15ч. и ослабевает к заходу солнца. В ветреную погоду затруднения в ориентировании усугубляют­ся волнением и дрейфом. В таких сложных условиях группа должна идти компактным строем, не допуская потери зрительной и голосовой связи.

    Ветер, если он не попутный, резко снижает скорость движения.
    Преодоление препятствий. Прохождение прижима. Немного теории / Водный туризм

    Для прохождения не осложненных камнями прижимов производится смещение судна к внутреннему в повороте краю струи, напр. кормовым травер­сом. Мощные прижимы на байдарках можно преодолевать, заранее развернув судно и сплавляясь кормой вперед, чтобы в нужный момент уйти от прижима. Если прижим осложнен камнями у выпуклого берега, то гребные суда маневрируют от камня к камню, используя траверсы и "тени" камней. Наиболее опасны прижимы без отбойного вала, с подсосом воды под берег. Если есть сомнения в прохождении, суда лучше провести или обнести.

    Преодоление препятствий. Прохождение каменистых участков. Немного теории / Водный туризм
    На участках с большим количеством камней при движении сходу греб­ные суда, прежде всего, уменьшают скорость наплыва на препятствие. Для ухода от камней используются притяжения, для разворотов и смещений -"тени" больших камней.

    Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019