|
Проходимость рек |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
Туристов-водников в первую очередь интересует проходимость реки - та основная и нелегко уловимая характеристика, которая складывается из многих факторов и которая различна для разных типов рек и разных классов судов.
Проходимость равнинных рек определяется в основном достаточным расходом воды в точке начала сплава и количеством многолетних непроходимых завалов на реке.
Проходимость горно-таежных рек зависит от расхода воды в точке начала сплава, уклона и скорости течения, от характера, долины. Завал имеет уже второстепенное значение.
При проходимости горных рек, в особенности с преобладанием, ледникового питания, приходится рассматривать не только минимально необходимый расход воды в точке начала сплава, но и максимально допустимый для безопасного сплава (на средних реках). В средний по климатическим условиям год ориентировочно можно считать равнинные реки страны, текущие в лесной зоне, доступными для плавания на байдарках на расстоянии не менее 40 км от истока (по карте масштаба 1:1000000) или от самого истока, если река служит единственным стоком озера площадью не менее 80 км. Это соответствует меженному расходу волы 3-6 куб.м/с. Чем больше уклон и скорость течения, тем больший расход воды требуется для начала плавания. |
|
|
Характеристики реки, определяющие сложность сплава |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
Расход воды.
Важной для туриста-водника характеристикой реки является расход воды, то есть объем воды, протекающей через поперечное сечение потока за единицу времени куб.м/с. Расход воды зависит от величины бассейна, его водности, характера рельефа, геологического строения, почвенного покрова и растительности территории. Расход воды прямо пропорционален площади бассейна, поэтому чем ниже по течению, тем многоводнее река, т.к. всё больше притоков впадает в неё. Исключение составляют реки, текущие через пустыню, и реки, часть воды которых расходуется на орошение.
Рельеф бассейна влияет на количество осадков - чем выше горы, тем больше осадков, и на скорость поступления талых и дождевых вод в русло - чем круче горы, тем быстрее река собирает талые и дождевые воды, тем острее пики летних дождевых паводков. На скорость поступления в реку талых и дождевых вод влияет также характер растительности. В лесу медленнее тает снег, лес дольше задерживает талые и дождевые воды, степь, пустыня быстро отдают воду реке. Крупные проточные озера являются одними из наиболее мощных регуляторов стока. Если в бассейне реки много озер, то все паводковые пики будут сглажены, растянуты во времени и невелики по амплитуде. На расход воды влияют и климатические факторы: температура и распределение осадков по сезонам года. |
|
|
Искусственные препятствия на реках |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
На реках, протекающих в населенной местности, встречаются искусственные, т.е. созданные людьми, препятствия.
Мосты.
Часто встречаются транспортные и пешеходные мосты и мостики. Мосты устанавливаются на опорах, стоящих в русле реки. Опоры представляют такую же опасность для туристского судна, как одиночные надводные камни на участке с быстрым течением, имеют значение ширина прохода между опорами и направление течения. Около современных ж/б мостов в русле обычно много бетонных блоков и арматуры. Пешеходные мосты имеют чаще деревянные опоры, расположенные ближе друг к другу, и низкие настилы. Около современных, новых мостов в русле могут встречаться остатки опор или свай старых мостов, располагающихся рядом. |
|
|
Естественные препятствия на реках |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
Препятствие - преграда, мешающая движению, задерживающая передвижение кого- чего-либо.
В зависимости от характера реки, её режимного состояния, погоды, препятствия могут быть естественные (водовороты, быстрины, завалы, мели, перекаты, пороги) и искусственные (мосты, плотины, паромные переправы, запани и др.).
Перекат - сложное образование из двух отмелей, растущих с противоположных берегов навстречу друг другу. Перекаты часто существуют в местах смены направления поворотов русла, то есть в местах перехода стрежня потока от одного берега к другому. Перекаты длительное время существуют на одном и том же месте русла. Различают три типа перекатов: нормальный, сдвинутый и россыпь.
Все перекаты состоят из верхней и нижней кос или отмелей, между которыми находится гребень переката, где глубина наименьшая, а скорость тесания наибольшая. В гребне переката имеется корыто - канал с наибольшими глубинами. Сверху к гребню переката ведет напорный скат с постепенно падающей глубиной, сразу за гребнем вниз по течению расположено подва-лъе переката с резким увеличением глубины. Части русла, расположенные выше и ниже гребня переката, называются верхней и нижней плесовой лощиной.
На равнинных реках все элементы песчаного переката легко выделить на реке по цвету воды - бо лее глубокие места темные, на более мелких просвечивает желтый песок. На горных реках тоже встречаются перекаты и отмели, но они могут быть сложены как песком, так и галькой разного размера. |
|
|
Элементы речной лоции |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
Реки - это естественные значительные и непрерывные потоки воды, питающиеся в основном атмосферными осадками (дождями, талыми водами, ледниковыми водами), образуются везде, где местности даёт хотя бы незначительный уклон. Река сама формирует русло, по которому течет, и этим она отличается от искусственных водотоков. Соединение рек между собой, совокупность всех рек, изливающих свои воды в одно озеро или море, называется речной системой. В каждой речной системе различают главную реку и её притоки, которые, в свою очередь, могут принимать притоки второго, третьего порядка и т.д.
Каждая речная система собирает поверхностные и подземные воды е занятой ею территории, которая называется водосборной площадью, или бассейном реки. Бассейны соседних рек отделяются друг от друга водоразделами, проходящими обычно по самым возвышенным местам района, изредка встречаются бифуркации, то есть разделение рек на два потока, один из которых вливается в реку другого бассейна. |
|
|
Движение по большим водоёмам |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
Главные осложнения вызывают ориентирование и неблагоприятные метеорологические условия. С гребного судна в ясную погоду увидеть низкий берег можно с расстояния 3-4км, высокий (высота до 20м) - с расстояния 10-15км. В туман, дождь видимость резко снижается и ориентирование по берегам делается ненадежным. При изрезанной береговой линии и наличии островов трудно на глаз определить направление движения, поэтому судна следует вести по компасу, В противном случае возможны серьезные ошибки в прокладке пути, которые могут достигать нескольких км.
На открытых водоемах возможен сильный ветер, причем возникает он обычно в 9-10ч., усиливается к 14-15ч. и ослабевает к заходу солнца. В ветреную погоду затруднения в ориентировании усугубляются волнением и дрейфом. В таких сложных условиях группа должна идти компактным строем, не допуская потери зрительной и голосовой связи.
Ветер, если он не попутный, резко снижает скорость движения. |
|
|
Преодоление препятствий. Прохождение каменистых участков. |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
На участках с большим количеством камней при движении сходу гребные суда, прежде всего, уменьшают скорость наплыва на препятствие. Для ухода от камней используются притяжения, для разворотов и смещений -"тени" больших камней. |
|
|