|
Баксанская долина |
Немного теории / Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу |
|
|
Баксанская долина, основной путь в описываемые районы, – одно из самых интересных и живописных мест Кабардино-Балкарии, названием своим обязана реке Баксан, вытекающей из ледников Эльбруса и Главного Кавказского хребта (ГКХ) и прорезающей Меловой, Скалистый и Боковой хребты. По долине проходит асфальтированное шоссе, соединяющее здешние населенные пункты с железнодорожными станциями (Нальчик, Прохладная, Минеральные Воды) и аэропортом. Путешествие по Баксанской долине начинаем с административного центра Приэльбрусья – Тырныауза, находящегося на 63-м км Баксанского шоссе, там, где Баксан принимает воды реки Герхожансу. В городе действует горно-металлургический комбинат, имеются музей истории комбината, районный узел связи, баня, гостиница, больница. |
|
|
Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу. Вступление |
Немного теории / Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу |
|
|
Авторы: Алексеев А.А., Гранильщиков Ю.В., Ифраимов В.Ю., Кутьков В.А. Составитель: Гранильщиков Ю.В. Издательство "Физкультура и спорт", 1982г. Комментарий модератора сайта clamber.ru: книга была написана достаточно давно, поэтому многие описания могут несколько отличаться от современных условий – формы ледников, трещин, транспортное сообщение, туристские базы, состояние троп и т.п. Все же книга дает ясное представление о районе Приэльбрусья и о большинстве маршрутов, многие из которых, к сожалению, в настоящее время доступны только после оформления пропусков в пограничную зону. Но как показала практика лета 2008 года, пропуск не является гарантией того, что удастся пройти в приграничную зону...
«Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» – туристское название части Большого Кавказа от западных подходов к Эльбрусу и Штавлерского отрога до бассейнов рек Чегем и Местиачала на востоке (рис. 1). Описанные в книге маршруты стыкуются на западе с маршрутами, помещенными в путеводителе В. Арсенина, Н. Бондарева и Э. Сергиевского «Горные путешествия по Западному Кавказу» (Москва, 1976). Маршруты, примыкающие с востока, в том числе и те, что проходят через перевалы водоразделов рек Чегем и Твибер, еще ждут публикации. Учитывая большую спортивную популярность района, немалое число имеющихся путеводителей и изданий краеведческого характера, авторы поставили своей целью осветить в основном лишь его высокогорную часть, получение сведений о которой до сего времени представляет для туристов немалую проблему. Такое положение, на наш взгляд, служит одной из причин губительного воздействия человека на природу, когда немногие хорошо известные маршруты буквально вытаптываются, в то время как другие, не менее интересные, остаются неиспользованными из-за отсутствия доступной информации о них. |
|
|
Безопасность в туризме |
Немного теории / Опасности гор |
|
|
Под безопасностью в туризме понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.
Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, от мер, принимаемых фирмами – турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, в том числе проверки безопасности туристских заведений и наличия у них лицензий и сертификатов, организации работы линий связи срочной помощи, прием жалоб туристов, охраны памятников, окружающей среды, борьба с наркотиками и т.д.
Безопасность путешествий декларировалась в Хартии туризма и Кодексе туриста (VI сессия Генеральной ассамблеи ВТО, 1985 год), Гаагской парламентской конференцией по туризму (1989 год). При Исполнительном Совете ВТО в 1994 году создан Комитет по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности путешествий.
Международный опыт по разработке мер безопасности туризма исследуется и обобщается Всемирной туристской организацией. Например, в 1994 году ВТО провела обследование 73 стран мира, включая Россию, на тему «Безопасность и защита путешественников, туристов, туристских объектов». В 1995 году в Швеции была проведена I международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. |
|
|
Управление гребными судами |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
В технике управления туристскими судами применяются специальные приемы работы веслом - смещения вбок, траверс и др., а также приемы работы корпусом и бедрами гребца, создающие правильное положение судна относительно текущей воды, способствующие увеличению маневренности и остойчивости лодки. Крен - это прием работы бедрами. При его выполнении корпус гребца остается вертикальным, а бедрами и движением бедра и таза гребец накреняет лодку в нужную сторону на необходимую величину. Крен сопровождает все маневры на бурной воде. От правильного задания и выдерживания крена зависит эффективность управления веслом и устойчивость лодки. Основное правило - задавать крен в ту сторону, куда течет набегающий на судно поток воды, то есть подставлять под него дно, а не борт судна. При этом степень крена судна должна быть там больше, чем больше разность скоростей судна и той струи, куда судно входит.
При входе и выходе из уловов и стоячей воды за крупными камнями и скалами в русле, при пересечении и траверсе реки наклон должен быть вниз по течению, при поворотах - наклон внутрь поворота. При крене лодки нужно стараться больше работать веслом с той стороны лодки, куда она накренена. Повороты. Для выполнения поворотов большого радиуса в стоячей или ровной, спокойно текущей воде можно воспользоваться следующими приёмами: |
|
|
Техника гребли |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
Гребля - это работа веслами с целью перемещения или управления судном. Гребля может быть распашная и парная, с опорой на борт и без опоры. На больших лодках (ялах) обычно используют распашную греблю, когда на каждого гребца дается одно, так называемое безвальковое весло. На прогулочных лодках преобладает парная гребля - на одного гребца два вальковых весла. Гребцы садятся на банки (поперечные скамейки) спиной к движению.
Первым от кормы - наиболее сильный гребец, который и задает темп гребле, остальные приноравливаются к нему. Сидеть надо плотно, во всю ширину банки. Слегка согнутые ноги ступнями ставятся в упор. Охват рукояти весла пальцами должен быть свободным, без напряжения. Занося весла, туловище идет вперед, колени сгибаются. При проводке по воде туловище резко выпрямляется, откидывается назад, ноги же крепко идут в упор. |
|
|
Воздействие потока на плывущее судно |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
Воздействие потока на плывущий предмет происходит в пределах глубины его погружения. Любой свободно плывущий предмет движется со скоростью текущей воды или быстрее. Чем больше масса предмета, уклон реки и чем меньше площадь соприкосновения поверхности его с водой, тем больше его скорость отличается от скорости воды.
Интересны для туриста воздействия на однокорпусное судно противоположно направленных течений (граница улова и струи, течения в стоячих волнах и т.д.). Общая закономерность - чем меньше осадка судна и больше его размеры, тем слабее воздействие на него местных течений. |
|
|