Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Горная болезнь. История изучения
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • Климат и погода горных районов
  • Сон в новогоднюю ночь
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Пастухов Андрей Васильевич, великий топограф
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • «    Октябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 

    Туристские бивуаки. Особенности зимних бивуаков. Немного теории / Бивуаки
    Организация бивуаков в лыжных путешествиях имеет свою специфику, обусловленную в основном низкими температурами воздуха и наличием снегового покрова. Поэтому, идя в сложные лыжные путешествия, опытные туристы тщательно готовятся к зимним ночлегам, заранее подбирают такое снаряжение, как специальные палатки (утепленные, с двойными стенками, 6-10-местные шатровые, сдвоенные, с тамбуром или тубусным входом), легкие переносные печки, обогреватели и т. п.
    Но для начинающего путешественника это – дело будущего. Ведь в лыжных походах выходного дня и путешествиях первой категории сложности полевые ночлеги обычно не планируются и ни палатки, ни печки в состав снаряжения не включаются. Однако и новичок должен уметь правильно оборудовать обеденный привал на снегу, организовать ночлег в жилом помещении и, самое главное, не растеряться, когда обстоятельства (пурга, потеря ориентировки, травма) вынудят его к «холодной» ночевке вне населенного пункта, что может случиться даже во время воскресной лыжной прогулки.
    Общие требования к комплектованию туристской группы. Немного теории / Руководителю тургруппы
        Успех любого путешествия во многом зависит от того, в какой мере каждый член группы обладает качествами, обязательными для руководителя и всех участников (определенный туристский опыт, физическая подготовка, волевые качества, дисциплинированность, готовность прийти на помощь товарищу и т. п.), обязательными только для руководителя (хорошие организаторские способности, чувство высокой ответственности за жизнь участников путешествия и т. п.) или только для участников (исполнительность и т. п.). Немаловажную роль в походе играют и такие качества, как умение хорошо петь, быть рассказчиком веселых историй и т. п.
        С подобными требованиями к руководителю и участникам путешествия туристы знакомы, однако, при комплектовании туристских групп не в достаточной мере учитываются те или иные индивидуальные качества, не принимается во внимание вопрос психологической совместимости участников в период путешествия. Как показывает анализ случаев аварийности и травматизма в туризме, происшедшие ошибки в поведении, технике и тактике туристов в определенной степени были связаны с ухудшением психологического климата в группе, с низкими волевыми качествами участников путешествия.
        Поэтому в настоящих рекомендациях рассматриваются вопросы комплектования туристской группы. В данных рекомендациях рассматриваются вопросы комплектования групп только для участия в самодеятельных туристских путешествиях по категорийным маршрутам. Однако некоторые разделы и особенно «Психологическая совместимость» представят определенный интерес и для многочисленных участников других путешествий.
    Туристский опыт участников Немного теории / Руководителю тургруппы
        Правила предусматривают, что трассы путешествий по маршрутам I категории сложности для всех видов туризма, кроме горного, не включают в себя преодоление естественных препятствий. Такие путешествия, хотя они и относятся к классу спортивных, дают только опыт долговременного (шесть дней) пребывания в полевых условиях и являются скорее переходными от походов выходного дня к спортивным многодневным путешествиям, маршруты которых имеют те или иные препятствия, требующие от туриста-спортсмена для их преодоления определенных технических навыков, знания тактики движения, хорошей физической подготовки.
        Участники должны иметь некоторый минимальный запас знаний и умений в объеме, необходимом для организации движения по простейшему рельефу, элементарного ориентирования на местности, правильной укладки рюкзака, организации бивака в полевых условиях.
        Руководителю подобного путешествия, в дополнение к сказанному, необходимо еще иметь и опыт руководства хотя бы походом.
    Психологические аспекты. Немного теории / Руководителю тургруппы
        Психологическая совместимость характеризуется возможностью для членов коллектива осуществлять длительную совместную работу, не вызывая отрицательных эмоций (разумеется, при наличии положительных эмоций), при постоянном желании продолжать такое взаимодействие.
        Руководитель группы должен четко представлять себе, что совместимость играет решающую роль при деятельности людей в необычных и сложных условиях, с которыми человек и встречается в туристском путешествии. К таким условиям прежде всего относятся:
        длительное вынужденное общение с узким кругом людей;
        тяжелая внешняя обстановка, предъявляющая повышенные требования к физической и моральной устойчивости человека.
        Низкая совместимость (даже при отсутствии внешних конфликтов) резко снижает надежность и устойчивость коллектива, эффективность его деятельности. Если же обстановка усложняется или удлиняется время взаимодействия то часто возникают острые конфликты.
        Человек имеет определенный запас психических сил. В период путешествия имеется целый ряд факторов, которые значительно снижают этот запас (повышенная физическая нагрузка, плохое или однообразное питание, длительное отсутствие условий для полноценного отдыха, заболевание и т. п.). С самыми сложными, порою совершенно неожиданными нервно-психическими нагрузками, иногда и перегрузками мы встречаемся в группах, в которых складываются ненормальные взаимоотношения между туристами.
    Численность группы. Немного теории / Руководителю тургруппы
        Приглашая туристов к участию в предполагаемом путешествии, руководитель будущей группы должен подумать над тем, какое количество участников, по его мнению, будет являться наиболее оптимальным, способствующим успешному выполнению основной цели путешествия, соответствующим условиям преодоления «ключевых» естественных препятствий, степени туристской освоенности района путешествия, категории сложности маршрута, удаленности от населенных пунктов и, отсюда, возможности доставки (выезда) туристов к начальному (с конечного) пункту маршрута, наличию туристских средств передвижения (байдарки, плоты, автомашины), количеству палаток, примусов и количеству посуды для варки пищи и т. д.
        Вне зависимости от вида туризма группа, выходящая в путешествие по маршрутам I—III категорий сложности, должна состоять не менее чем из четырех, а по маршрутам IV—VI категорий сложности — не менее чем из шести человек. В путешествии на мотоциклах и автомобилях минимальная численность группы определяется количеством транспортных средств: по маршрутам I—III категорий сложности — не менее трех мотоциклов или двух автомобилей, по маршрутам IV—VI категорий сложности — не менее четырех мотоциклов или трех автомобилей.
    ПСР в зимнем путешествии Немного теории / Спасработы

        В зимнем походе могут внезапно возникнуть критические ситуации, связанные с серьезной травмой или нарушением здоровья участника, потерей одного или нескольких туристов в результате схода снежной лавины или в условиях плохой погоды, лишением жизненно необходимого снаряжения – палатки, продуктов, горючего, а также появлением разногласий в группе в сложной климатической или орографической обстановке.
        При серьезной травме участника, после оказания ему первой помощи руководитель путешествия совместно с медиком группы должны принять решение о дальнейших действиях. В случае необходимости скорейшей доставки пострадавшего для оказания ему квалифицированной медицинской помощи все дальнейшие действия группы должны быть направлены на решение только этой задачи, даже если нужно поступиться желаниями отдельных участников продолжить маршрут в полном или сокращенном объеме.
        Выбор оптимального способа перевозки пострадавшего зависит от состояния его здоровья, а также результата сравнения предполагаемого времени транспортировки собственными силами, со временем, которое по расчетам уйдет на движение спасательной группы до населенного пункта и прибытие квалифицированной помощи. Кроме того, важно оценить предстоящий путь с точки зрения его проходимости и безопасности движения. Если местность сильно пересечена, на пути имеются лавиноопасные участки и крутые склоны, от транспортировки следует отказаться. Перевозка пострадавшего должна проходить по наиболее короткому и безопасному пути. При этом предпочтительно включение части уже пройденного маршрута, что облегчит не только продвижение с нартами, но и ориентирование на местности. Варианты аварийной эвакуации с любой точки маршрута должны быть разработаны еще в подготовительный период. При определении пунктов эвакуации необходимо учитывать наличие квалифицированной медицинской помощи, оперативного транспорта – вездеходов, вертолетов, а также радиотелеграфной связи с крупными населенными пунктами.

    ПСР в горном походе Немного теории / Спасработы

        Аварийные ситуации, возникающие в горно-туристских походах, являются следствием, как правило, неправильных действий участников группы или ее руководителя.
    Планируя маршруты в горах, туристы должны знать природу гор и с учетом этого правильно планировать нитку маршрута, выбирать трассу и время движения, применять наиболее целесообразные в каждом конкретном случае тактику и технику передвижения и страховки. Игнорирование объективных законов природы ведет к созданию аварийных ситуаций.
        Предаварийные критические условия возникают в горах из-за резкого ухудшения погоды на сложном участке рельефа, что затрудняет ориентировку, выбор пути и связь между участниками; резкого похолодания, неверного выбора трассы или времени движения; недостаточной высотной акклиматизации; чрезмерно напряженного графика маршрута; плохо организованного и недостаточного питания туристов на маршруте; недисциплинированности и пренебрежения страховкой; потери части снаряжения, использования некачественного или непроверенного до похода самодельного снаряжения и т. д. Важно, чтобы группа и особенно ее руководитель вовремя распознали эти причины и мобилизовали свои знания, опыт и хладнокровие для устранения критической ситуации.
        Срыв на крутом рельефе или провал в ледниковую трещину, травмирование падающими камнями, кусками льда, фирна, снегом, срыв вместе с частью рельефа, травмирование грозовыми разрядами, снаряжением, заболевания являются непосредственными причинами аварий. В аварийной ситуации следует: уяснить факт происшедшей аварии и ее масштабы, выяснить непосредственные причины, организовать, если необходимо, поисковые работы с обеспечением безопасности остальных участников:

    ПСР в водном походе Немного теории / Спасработы

        Поисково-спасательные работы на воде проводят в том случае, если произошла ожидаемая (предвиденная) или внезапная авария.
        К первому случаю относят бедствия в предварительно разведанном заведомо опасном и сложном препятствии, в безаварийном прохождении которого не было полной уверенности. При прохождении такого препятствия должна быть организована страховка – система мероприятий, обеспечивающих спасение людей и судов в случае аварии. Основная задача страховки – в случае аварии быстро, до попадания аварийного экипажа в следующее препятствие, выловить экипаж и снаряжение, не допустив травмирования людей и поломки судов. При правильно организованной страховке ликвидация последствий аварии облегчается наличием определенного плана действий; ограниченным числом аварийных судов; присутствием всего состава группы, за исключением аварийного экипажа, вблизи места аварии, готового к выполнению любых работ.
        Страховку осуществляют с воды, берега и взаимную на воде. В большинстве случаев наиболее действенна страховка первым способом. Для этого выделяют байдарку с полным экипажем, обносят или проводят ее за преодолеваемое препятствие. Байдарка должна быть на плаву и в полной готовности и находиться ниже по течению, но возможно ближе к опасному участку, например, в улове, заводи или «тени» большого камня. Место, где стоит страхующая байдарка, должно быть выбрано возможно ближе к намеченной линии движения непосредственно за самым опасным участком. В этой байдарке должен быть страховочный репшнур длиной 25– 30м, свернутый в легко разворачиваемую бухту. К свободному концу репшнура прикрепляют альпинистский карабин и небольшой поплавок, другой его конец закрепляют в байдарке так, чтобы его можно было отпустить в случае необходимости, например, когда аварийная байдарка начинает тащить страхующую, а также при передаче этого конца на берег.

    Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019