|
|
Врачебно-педагогический контроль. Часть 9. Входной контроль |
Немного теории / Руководителю тургруппы |
|
|
Допуск к тренировочным занятиям дает врач поликлиники по месту жительства (работы) или врачебно-физкультурного диспансера в соответствии с принципами, изложенными в предыдущем разделе. При этом он руководствуется результатами исследования состояния здоровья, функциональных проб, перечнями противопоказаний к занятиям туризмом, сроками возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, травм и операций.
При проведении медицинского обследования горных туристов целесообразно учитывать критерии, предложенные для лиц, направляемых в высокогорье.
Результаты медицинского обследования отражаются в амбулаторной медицинской карте или в медицинской карте туриста, а также во врачебном заключении. Во врачебном заключении отражается оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния, дается допуск к занятиям, рекомендации по режиму и методике занятий и тренировок. Заключение разъясняется туристу-спортсмену и тренеру-инструктору или руководителю туристской группы. Инструктор-тренер на основании допуска к занятиям организует проверку общей и специальной физической подготовленности (см. табл. 7, 8—13, 14, 15—17, 18) каждого тренирующегося, составляет и разъясняет каждому участнику группы план тренировок как коллективных, так и самостоятельных (индивидуальных) с учетом результатов тестирования. |
|
|
Врачебно-педагогический контроль. Часть 10. Текущий контроль |
Немного теории / Руководителю тургруппы |
|
|
Задачи текущего медицинского обследования туриста-спортсмена совпадают с задачами медицинского контроля для оздоровительного туризма. Поскольку нагрузки в спортивно-туристской тренировке достигают более значительных величин, врач туристской группы, секции должен особенно внимательно контролировать режимы «нагрузка—отдых» с целью своевременного выявления утомления, профилактики переутомления, так как при выраженной мотивации к деятельности наступление второй фазы утомления может затянуться, утомление может перейти в патологическую фазу перенапряжения, характеризующуюся ухудшением самочувствия, слабостью, недостаточностью кровообращения. Такое состояние требует специальных лечебных мероприятий.
Перетренированность как заболевание протекает в три стадии.
На 1-й стадии пациент жалуется на нарушение засыпания и частые пробуждения, при повторных нагрузках изменяются по сравнению с предыдущими наблюдениями реакции ЧСС и АД, снижается качество выполнения теппинг-теста. |
|
|
Врачебно-педагогический контроль. Часть 12. Послепоходный контроль |
Немного теории / Руководителю тургруппы |
|
|
Задачами послепоходного врачебно-педагогического контроля являются: оценка состояния здоровья, выявление признаков переутомления, заболеваний, травм, назначение и проведение лечебных и восстановительных мероприятий, разработка рекомендаций по планированию подготовки к следующему походу.
На путях совершенствования врачебно-педагогического контроля в туризме можно выделить две основные группы проблем: содержательные и организационные.
К основным проблемам, связанным с содержанием врачебно-педагогического контроля в туризме, относятся необходимость разработки достаточно простых, доступных для использования в походах методов наблюдения за состоянием здоровья и функциональным состоянием туристов; минимальный набор используемых для такого обследования числа методик и тестов; разработка достоверных критериев физической подготовленности к участию в туристских походах различной сложности и видов туризма; разработка вопросов врачебно-педагогического контроля для детско-юношеского туризма и туризма для пожилых людей; разработка и создание надежной аппаратуры для тестирования здоровья и функционального состояния туристов в походах; разработка вопросов санитарно-гигиенического и лечебного обеспечения туристских походов; разработка физиологически обоснованных режимов и методик туристской тренировки, восстановительных мероприятий. |
|
|
Попадание в зону грозовых разрядов |
Немного теории / Опасности гор |
|
|
Где бы вы не находились, всегда существует возможность поражения атмосферными электрическими разрядами. Различают три основных типа поражений молнией.
Прямое поражение. Возникает при нахождении человека во время грозы на вершине, гребне, в широкой седловине или на открытом пространстве.
Действие электромагнитной индукции. Проявляется при прохождении электрического разряда на расстоянии до 1 метра от человека, стоящего у дерева в момент удара молнии. |
|
|
Ориентирование в среднегорье |
Немного теории / Горный рельеф |
|
|
Дня ориентирования в среднегорье необходимо иметь карты (планы-схемы) района. На картах наряду со сторонами горизонта отмечаются общий характер расположения горных хребтов, вершин, ледников, долин, озер и рек. На крупномасштабных картах имеются и более мелкие детали: тропы, мосты, броды через реки, ручьи, места биваков, группы деревьев, береговые морены и т.д. В туризме в основном используются карты с масштабом 1:1000000 и 500000 (в одном м 1км или 500м). Горизонты наносятся с разницей по высотам сечения, составляющем 2% от масштаба карты (для 1:1000000 разность высоты горизонталей составляет 20 м). Любая карта читается при помощи условных обозначений, которые делятся на знаки и пояснительные надписи и цифры, часто применяемые на картах и самодельных копиях. Карты обычно имеют ориентацию по сторонам горизонта с указаниями истинного и магнитного меридианов. Для Кавказа и горных районов Средней Азии магнитный меридиан отклоняется от истинного вправо (восточное склонение) на 5. Угол между направлением движения и меридианом называется азимутом. |
|
|
Особенности горного рельефа. Меры предосторожности при их преодолении |
Немного теории / Горный рельеф |
|
|
Если под термином "опасность" понимать угрозу жизни, вероятность нарушения нормальных условий деятельности, вплоть до возникновения аварийной обстановки, то применительно к туризму уровень безопасности определяется сопоставлением сил и возможности группы с условиями их деятельности. Чтобы представить себе значение и сущность личных и социальных факторов (иногда противоречивых), определяющих безопасность на избранном маршруте, рассмотрим сначала основные внешние факторы угрожающие безопасности. Они характеризуются естественными природными явлениями, связанными с горним климатом и рельефом. Коснемся сначала опасных для человека явлений, связанных с особенностями горного рельефа. Для многих из них можно установить сезонную и суточную цикличность, предусмотреть сроки и условия, способствующие их возникновению. В этом залог правильного выбора пути (маршрута) и оптимального с точки зрения безопасности тактического плана прохождения маршрута. В этой связи считаю нужным (и полезным) повторить: туризм - это в некотором смысле образ жизни. И безопасность ваша и ваших товарищей зависит прежде всего от того, как мы формируем этот образ жизни. В соответствии его целям и задачам, складываются требования: воспитывать в себе мировоззрение, при котором не будет места эгоизму, себялюбию, безразличию к товарищам, готовить себя физически, только на фоне общефизической подготовки возможно качественное освоение технических приемов. Мы же знаем, что правильное их выполнение обуславливает и высокий уровень безопасности. Турист с хорошей физической подготовкой всегда психологически устойчив. Необходимо совершенствовать психологическую готовность к действиям в походе - туристу нужно быть готовым не только к радостям туристской жизни, но и к преодолению трудностей в резко усложнившихся условиях в походе. Никакие внезапные изменения ситуации в походе не должны привести к растерянности и деморализации. И ещё следует хорошо помнить правило: страховка обязательна во всех случаях, когда существует опасность срыва, получения травм и отсутствует возможность для самозадержания. |
|
|
Опасности, приносимые в горы человеком |
Немного теории / Опасности гор |
|
|
Деятельность туристов происходит в специфических климатографических условиях высокогорья. Естественные природные явления, непрерывно происходящие независимо от воли и желания человека, а иногда и спровоцированные им, взаимодействуя и совмещаясь друг о другом, чреваты возникновением для него ситуаций, вероятность таких ситуаций зависит, прежде всего, от квалификации туристской группы и её отдельных участников, и руководителя. От сознания ими условий высокогорья, умения прогнозировать опасные явления, разносторонней физической, технической, психологической и тактической подготовки, от способности действовать коллективно для достижения одинаково понимаемой цели. Другими словами, основными причинами аварийных ситуаций являются люди, со всеми их достоинствами и недостатками, и деление, как это часто делается, на объективные и субъективные причины аварийных ситуаций малообоснованно. Исключением могут быть только стихийные действия (землетрясение, шаровая молния и пр.) и не столь частые происшествия, которые можно отнести к понятию "несчастный случай". |
|
|
|