|
|
Преодоление препятствий. Прохождение бочки. |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
Это такое препятствие, которое лучше обойти, если для этого есть возможность. Если такой возможности нет, напр. при прохождении водопадов, бочку следует проходить на скорости, перпендикулярно гребню того слива, за которым она образовалась. Грести в бочке нужно, глубоко погружая весла, чтобы достать до глубинного плотного слоя воды, текущего в направлении течения. В момент входа в бочку гребцам следует отклониться назад, в момент всплывания судна в пене бочки нужно наклониться вперед. Бочка может надолго задержать судно, а в случае попадания его параллельно гребню слива, образующего бочку, перевернуть. |
|
|
Преодоление препятствий. Порядок движения |
Немного теории / Водный туризм |
|
|
Важно, чтобы в походе соблюдался определенный распорядок дня, включающий время подъема и завтрака, ходовое время (6-7 часов), привал на обед, ужин, ночной отдых. Разбивку лагеря на ночевку и ужин следует производить в светлое время дня. При движении необходимо чередовать работу с отдыхом. В несложных походах обычно после 50мин. работы устраивают 10-минутную паузу, а раз в два часа - береговую разминку. Обычная норма дневного перехода по спокойным равнинным рекам на байдарках равна 30-40км. Форсировать этот режим нецелесообразно, но все же желательно за счет более быстрого прохождения малоинтересных участков накопить на всякий случай резерв времени в 1-2 дня.
В холодную погоду рекомендуется делать более частые остановки, чтобы размяться на берегу, обсохнуть и согреться у костра. На случай такой погоды хорошо иметь штормовые костюмы и плащи из полиэтилена. |
|
|
Самостраховка |
Немного теории / Страховка |
|
|
В последние годы участились случаи обрыва петель самостраховки из 6-миллиметровых репшнуров при падении горовосходителя на один метр в случае потери им равновесия. Петля самостраховки, беседка и тело человека не способны вместе поглотить энергию падения. В этом случае развивается усилие более чем 400 кгс, приводящее к разрыву петли. Поэтому следует осуществлять самостраховку концом основной веревки. Однако 10-миллиметровая веревка более жестка, чем репшнур и еще менее способна к поглощению энергии при малых нагрузках. Усилие рывка на самостраховочный крюк еще более возрастает, повышается вероятность его вырыва.
Страхующий должен обеспечить усилие рывка на сорвавшегося не меньше, чем Р1 = 250 кгс. Верхним пределом нагрузки для Р: следует считать 400 кгс, выше которого вероятность вырыва вертикальных крючьев выходит за 40 % и, кроме того, возникает опасность вырыва и более надежных, горизонтальных крючьев. Следовательно, задача состоит в обучении и контроле навыка динамической страховки при среднем значении Р1с||=300 кгс. Данное требование соответствует существующим нормам страховки и отражает реальные возможности туристов, обученных на страховочных стендах. |
|
|
Нагрузки, допускаемые на отдельные звенья страховочной цепи |
Немного теории / Страховка |
|
|
Сорвавшийся. Исследования комиссии Международного союза альпинистских ассоциаций (УИАА) зарегистрировали отдельные случаи, когда человек, подвергшийся рывку в привязной системе (парашютный спорт), выдерживал нагрузку свыше 800 кгс. Для альпинистской практики комиссия УИАА пределом таких нагрузок дает порог не выше 400 кгс, даже при наличии комбинированной системы обвязки. При этом указывается, что при меньшей нагрузке имели место достаточно тяжелые травмы позвоночника и внутренних органов. Поэтому при обучении страховке следует ориентироваться на величину в 400 кгс как предельную. За допустимую рабочую нагрузку следует считать 250-300 кгс.
Веревка. Качество современных альпинистских веревок оценивается не по статической прочности на разрыв, как было принято раньше, а по их эластичности, способности амортизировать динамический рывок. Лучшие образцы импортных веревок дают гарантию удержания рывка при статической страховке не выше 800 кгс при любой глубине падения и без промежуточных точек страховки. Причем даже на таких веревках фирмы-изготовители ставят фирменный знак-предупреждение, что страховать такой веревкой следует только в режиме динамической страховки, т. е. с протравливанием. |
|
|
|